Обзоры и аналитика

LNGCON2023: Европа и био-СПГ

LNGnews.RU, 27 марта 2023г. – Международный конгресс СПГ (LNGCON) прошел 6-7 марта 2023 года в Дюссельдорфе. На портале LNGnews.RU, выступающем медиа-партнером этого знакового мероприятия, опубликован официальный пост-релиз по результатам. Сегодня я бы хотел поделиться личными впечатлениями от участия в конгрессе.

Среди участников наиболее широко были представлены европейские компании и подразделения глобальных игроков СПГ отрасли. Очень много было операторов МтСПГ заводов и сетей АЗС, а также производители всего спектра оборудования для СПГ заводов, терминалов, АЗС и транспорта, использующего СПГ в качестве топлива.

Однако я заметил, что среди участников не было представителей российских компаний. В частности, было бы очень интересно послушать, что происходит с сетью АЗС СПГ в Европе компании Novatek Green Energy, польского подразделения российского СПГ гиганта Новатэк. Тем более, что развитие европейских сетей автозаправок СПГ было, одним из магистральных направлений дискуссий на Конгрессе. Да и терминалам СПГ была посвящена отдельная сессия. Напомним, что Новатэк имеет давнишние связи с бельгийским терминалом СПГ Zeebrugge LNG.

Второй момент, на который я обратил внимание – отсутствие в повестке и в обсуждениях какого-либо упоминания о необходимости замещения российского газа. То есть, для компаний, действующих на европейских рынках СПГ, проблема дефицита газа является не проблемой, а задачей. И судя по услышанному мною за два дня конгресса, эта задача успешно решается.

Огромное количество докладов и дискуссий, и это третье самое яркое впечатление, было связано с био-СПГ. Первым в ряду компаний, посвятившим свои доклады био-СПГ, была компания Liqvis, которая развивает сеть АЗС СПГ и био-СПГ в Европе. По мнению компании, био-СПГ может занять в ближайшее время от 10 до 15% рынка дизельного топлива в секторе тяжелого автотранспорта. И это не смотря на взлет цен на СПГ после 24 февраля 2023 года.

Посмотрите расширенную подборку новостей, связанных с компанией, на портале LNGnews.RU, перейдя по метке Liqvis.

Рост цен на СПГ не снижает активности производителей тягачей в этом направлении. Например, представленная на конгрессе компания IVECO не отказывается от приверженности своим «зеленым» планам и занимается соответствующей переоценкой подходов в новых условиях. Более того, в компании считают, что Био-СПГ – ключ к будущему тяжелого транспорта.

Команда портала LNGnews.RU не первый год с интересом наблюдает за деятельностью IVECOC в сфере СПГ и био-СПГ. С подборкой новостей, связанных с компанией, можно ознакомиться, перейдя по метке IVECO.

Второй по активности и яркости выступлений компанией, на мой взгляд, была голландская Nordsol, которая в октябре 2021 года запустила в Амстердаме свой первый завод био-СПГ (Amsterdam Westpoort), использующий собственную технологию. Я воспользовался возможностью и пообщался с исполнительным директором компании Леоном ван Босумом (Léon van Bossum). Интересно было узнать о тех вызовах, с которыми сталкивалась компания при создании уникальной установки.

Завод, производящий 3,4 тыс. тонн био-СПГ в год, способен запускаться из холодного резерва в течение 1 часа и может эксплуатироваться в безлюдном режиме. Интересно было узнать, что наибольший вклад с себестоимость получаемого био-СПГ вносят затраты на приобретение сырья, то есть отходов и на электричество. К слову, за первый год эксплуатации компании удалось усовершенствовать технологический процесс, повысив эффективность на 10%.

Уникальной особенностью используемого процесса является использование мембран для очистки сырьевого газа, которые позволяют получать био-метан, готовый для сжижения без дополнительной обработки. Это является преимуществом относительно других установок МтСПГ.

Сейчас Nordsol, помимо эксплуатации завода в Амстердамском порту, работает над еще двумя: в Голландии совместно с компанией Titan и в Великобритании с партнером, имя которого пока не называется. Вообще, стоит отметить, что Nordsol позиционирует себя как технологическую компанию. Ее бизнес-модель: не владеть био-СПГ самим, но предоставлять технологию, которая может быть реализована непосредственно на площадках, где получается био-сырье.

В компании Nordsol верят, что в Европе к 2030-му году может быть построено до 400 био-СПГ заводов суммарной производительностью до 3,4 Мт/год

Читайте подборку новостей о проекте на портале LNGnews.RU, перейдя по метке Nordsol.

Примерно такого-же мнения придерживаются представители Shell. По их словам, в Европе сейчас курсирует около 39600 тягачей на СПГ. Сама компания Shell имеет сеть АЗС СПГ, насчитывающую 50 станций в семи странах. Все они предлагают или планируют предлагать био-СПГ. Кроме того, Shell продолжает работу по строительству своего собственного завода по производству био-СПГ в Рейнланде (Rheinland), производительностью около 100 тыс. тонн био-СПГ в год. Этот завод должен стать самым крупным в Германии заводом био-СПГ.

По оценкам компании, суммарные установленные мощности био-СПГ заводов Shell могут достичь 8 Мт/год, а всего Европа вполне может построить около 24 Мт/год мощностей по производству био-СПГ к 2030 году.

А в Италии ситуация складывается несколько иначе. Компания SNAM рассказала о 130 объектах СПГ на Пиренейском полуострове. В планах – к 2030 построить 3 малотоннажных установки по производству СПГ. Одна из них производительностью 50 тыс. тонн в год должна появиться в Кампании.

Компания SNAM довольно часто встречается в новостях на портале LNGnews.RU. С расширенной подборкой новостей, в которых фигурирует эта фирма можно ознакомиться на портале LNGnews.RU, перейдя по метке SNAM.

На конгрессе много раз упоминалось, что взлет цен на СПГ в последние полтора года – это вызов экономической рентабельности компаний, использующих тягачи на СПГ. Что интересно в SNAM считают, что полная стоимость владения тягачей на СПГ станет ниже дизельных в 2023-2024 годах.

Это в Италии, а вот в Турции, все несколько иначе. Там, как рассказал представитель турецкого подразделения OMV, био-СПГ имеет перспективы развития, хотя на данный момент инфраструктура малотоннажного СПГ включает в себя лишь несколько СПХР и одну публичную АЗС, где предлагается СПГ. Количество тягачей на СПГ около 50. Практически весь поступающий в страну СПГ регазифицируется и поступает в газотранспортную сеть.

Налоги в Турции не стимулируют использование СПГ в качестве топлива. Стоимость владения тягачей на СПГ слишком высокая. Тем не менее, OMV Турция прорабатывает различные варианты, связанные с производством био-СПГ. И возможно, в ближайшем будущем в стране появятся малотоннажные заводы, на которых будет производиться био-СПГ.

В целом, как видно из вышесказанного основной фокус мероприятия был сосредоточен на малотоннажных и среднетоннажных объектах СПГ индустрии Европы. В части крупнотоннажного СПГ на нескольких сессиях обсуждались вопросы, связанные с действующими и новыми приемными терминалами СПГ.

В частности, SNAM подтвердила, что плавучая установка хранения и регазификации (FSRU) Tundra будет запущена во втором квартале 2023 года, и еще одна FSRU – в 2024

А хорватская компания LNG Hrvatska, эксплуатирующая терминал на острове Крк, поведала о планах его расширения. Среди возможных вариантов рассматривались: установка еще одной FSRU рядом с действующей LNG Croatia, строительство берегового терминала (такое вариант оценивается в 1 млрд. долларов) и установка еще одного регазификатора в дополнение к двум существующим. На данный момент принято решение выбрать вариант с третьим регазификатором.

С расширенной подборкой новостей по терминалу на острове Крк можно ознакомиться на портале LNGnews.RU, перейдя по метке LNG Croatia или Крк.

Еще мне было узнать насколько активно используется услуга погрузки СПГ в автогазовозы, о которой портал LNGnews.RU писал 12 апреля 2022 года. Оказывается, что на данный момент эта услуга остается практически не востребованной.

Говоря о терминалах СПГ, стоит упомянуть, что конечно не остались без внимания новые германские терминалы. Однако, о них в российских СМИ написано уже не мало, и я не стану особо заострять на этой теме внимание читателей.

Мне также было интересно поучаствовать в дискуссиях, посвященных влиянию на бизнесс законодательства, регулирующего развитие СПГ технологий и рынков в разных странах. Это очень обширная темя и возможно ей следует посвятить отдельную статью, если читатели портала проявят интерес. Единственное, что я отмечу здесь, это оптимистичное выступление представителей французской Elengy. Во-первых, из этого выступления следует, что законодательство Франции активно поощряет развитие экологических технологий, особенно на транспорте. Во-вторых, что компания уверена: будущее за водородом и e-метанолом. Именно в таком порядке.

Еще вкратце коснусь темы бункеровки СПГ. На конгрессе были представлены такие хорошо известные читателям портала LNGnews.RU компании как Avenir LNG, имеющая флот из 5 бункеровщиков СПГ и Titan LNG (7 бункеровщиков). Эти компании принимали активное участие в дискуссиях и их выступления носили весьма оптимистический характер.

Конечно, всего того интересного, что удалось узнать в ходе конгресса LNGCON2023 в одной статье не изложить, – правильнее просто принимать участие в этом мероприятии – однако главный вывод с моей точки зрения очевиден: Европа продолжает стремительно двигаться в сторону возобновляемых источников энергии и делает это спокойно без панических настроений.

Говоря об организации и общем впечатлении от конгресса, должен отметить очень хороший уровень. Единственное, что мне было немного досадно, это то, что я не могу разделиться на несколько частей. Часть сессий проходила параллельно и мне приходилось бегать из аудитории в аудиторию, чтобы послушать интересующие меня доклады. Хорошую помощь в этом оказывало приложение для мобильных телефонов BGS network. Не хватало только времени. Мне, например было бы очень интересно пообщаться с таким компаниями как Saıpem, McDermott, Graforce, Gasuni, KBR, Cryostar и другими ярчайшими представителями индустрии СПГ. Двух дней было явно мало. Но теперь я знаю наверняка, что у LNGnews.RU есть веские причины принять участие в следующем конгрессе LNGCON 2024.

В заключение, хочу порекомендовать всем специалистам, занимающихся СПГ технологиями принять участие в LNGCON 2024, который состоится в следующем году в Италии, а команде организаторов конгресса пожелать успехов в их деятельности!

LNGnews.Ru

При цитировании или любом ином использовании информации из данной статьи ссылка на LNGnews.RU обязательна (п. 9.3. пользовательского соглашения).

Автор: Сергей Леонтьев

Поделиться этой новостью

Добавить комментарий