Обзоры и аналитика

О роли газовых турбин Baker Hughes в российских СПГ проектах

Baker Hughes разрывает сервисные соглашения по СПГ-проектам в РФ – новость с таким заголовком выпустил сегодня КоммерсантЪ. Правда ли это? И что значит для таких российских СПГ проектов, как Арктик СПГ-2 и КСПГ Портовая?

LNGnews.RU, 16 июня 2022г. – В статье, которую выпустил КоммерсантЪ говорится, что американская Baker Hughes прекращает обслуживание всех российских СПГ-проектов. В частности, компания отзывает сервисных инженеров с проектов «Сахалин-2» «Газпрома» и «Ямал СПГ» НОВАТЭКа, а также проектных инженеров со строящегося «Арктик СПГ-2» НОВАТЭКа. Одновременно Baker Hughes прекращает отгрузку для последнего проекта оборудования, в том числе газовых турбин.

Авторы статьи ссылаются на неназванные источники среди российских контрагентов компании Baker Hughes. От этих поставок напрямую зависят сроки завершения строительства первой линии «Арктик СПГ-2» – говорится в публикации.

LNGnews.RU провел мониторинг официальных сообщений Baker Hughes и сегодняшних публикаций в западной прессе, а также опросил свои источники. Достоверно можно утверждать, что последнее официальное сообщение американской компании касательно активности в Россси было сделано 19 марта 2022 года. В нем говорилось, что «Компания продолжает соблюдать применимые законы и санкции, выполняя текущие договорные обязательства». А сообщений в прессе, кроме таких изданий как Интерфакс и The Moscow Times, дублирующих публикацию КоммерсантЪ, сегодня не появлялось. Новатэк и Газпром, вполне предсказуемо, либо не подтверждают, либо отмалчиваются.

Кроме отсутствия фактического подтверждения информации издания КоммерсантЪ – возможно, среди «российских контрагентов» Baker Hughes, на которые ссылается издание не было ООО «Новатэк» и ПАО «Газпром» – следует отметить следующие моменты.

Перспективы проекта Арктик СПГ 2

1. Baker Hughes заинтересован в исполнении контрактов на поставку оборудования для Арктик СПГ 2. Во-первых, этот проект должен стать первой референцией для газотурбинной установки LM9000 в качестве механического привода. Во-вторых, если не отгружать и/или возвращать уже изготовленные газотурбинные агрегаты, то их уже не продать кому-то другому. Точнее, ГТУ можно пристроить в какой-то другой проект, хотя и очень нескоро, так как ни один СПГ проект из числа реализуемых в ближайшие 5 лет не предполагает такой единичной мощности как у LM9000, а вот компрессоры – уже не продать. Они – уникальны. Напомним, что речь идет о 12 компрессорных агрегатах и 9 электростанциях. Часть из них уже отгружена.

2. Кроме того, в данных условиях, надо понимать, что расторжение контракта на сумму около 600 миллионов долларов по инициативе исполнителя может нанести очень весомый удар по финансовому состоянию компании Baker Hughes. Дело в том, что контракты, подписываемые в рамках проектов ПАО «Новатэк» очень хорошо защищают интересы заказчика. И возможные судебные разбирательства по таким договорам, как правило, предусматривает руководство либо английским, либо швейцарским правом. Автор этих строк принимал участие в подготовке аналогичных контрактов на стороне Siemens и может засвидетельствовать, что в 1000-страничном документе предусмотрено едва ли не все, за исключением разве вторжения инопланетян.

3. Также стоит напомнить, что теперешнее итальянское подразделение Baker Hughes, которое изготавливает газотурбинные компрессорные агрегаты и электростанции для Арктик СПГ 2, по сути является наследником Nuovo Pignone. А эта компания всегда находила возможность поставлять оборудование за железный занавес и в советские времена, и в бытность, когда фирма была подразделением General Electric.

Теперь давайте взглянем на возможные последствия такого шага, если он состоится. КоммерсантЪ пишет, сроки завершения строительства первой линии «Арктик СПГ-2» напрямую зависят от поставок оборудования Baker Hughes и что на данный момент отгружена лишь половина агрегатов для первой очереди проекта.

Однако, авторы публикации сглаживают остроту ситуации, – речь идет не о сроках, а об отмене проекта в теперешнем его виде.

Дел в том, что без шеф-инженеров производителя ни одна ГТУ не будет введена в строй. В случае с LM9000 для Арктик СПГ 2 ситуация усугубляется тем фактом, что эта ГТУ – абсолютно новая разработка. В основе ее лежит авиационный двигатель GE90, который устанавливается на Boeing 777 уже более 20 лет, однако наземная версия для привода компрессоров на данный момент не имеет ни одной референции. Это значит, что на этапе пусконаладки неизбежно будут возникать многочисленные нюансы, которые могут парировать только разработчики.

Таким образом, в случае если то, о чем пишет КоммерсантЪ – правда и специалисты Baker Hughes не приедут запускать ГТУ на Арктик СПГ 2, то о теперешней конфигурации проекта можно забыть. Заменить компрессора и турбины Baker Hughes нечем. А переделать проект с нуля, это – и деньги и дополнительные годы, то есть, просто – новый проект. А куда девать весь тот метал, который уже обрел формы почти готового завода?

На КСПГ КС Портовая все идет по плану

Здесь ситуация менее драматичная поскольку проект приближается к запуску и все оборудование уже смонтировано, а основные ГТУ почти локализованы. На КСПГ установлены 2 компрессорных агрегата смешанного хладагента, в которых используются компрессоры Eliot и ГТУ MS5002E (Frame5), произведенные на мощностях РЭПХ по лицензии General Electric Oil and Gas.

Агрегаты называются «Ладога-32» или ГПА-32 «Ладога». В конфигурации с линейными компрессорами они уже более 10 лет эксплуатируются на КС магистральных газопроводов ГТС ПАО «Газпром» в количестве чуть более 20 штук.

Нюанс здесь заключается в степени локализации. Величина российской составляющей постепенно повышался и по последним официальным данным достигал чуть ли не 95%. Но, не вдаваясь в особенности методики расчета степени локализации (по весу или по стоимости, применительно к агрегату, ГТУ или только газогенератору, и т.п.), отметим, что самая низкоресурсная составляющая газотурбинного двигателя – камера сгорания так и осталась на 100% импортной.

Однако, в среднесрочной перспективе это не так критично. Поскольку ГТУ MS5002E – довольно старая и низко-напряжённая машина. Это значит, что она хорошо доведена и ломается гораздо реже своих собратьев, «спущенных на землю с крыла». То есть, первые несколько лет, замены горячей скорее всего не потребуется. А даже если такая нужда возникнет на помощь может прийти либо тот задел по комплектующим, что есть на РЭПХ в настоящее время, либо «каннибализм».

Остается вопрос со специалистами, которые в состоянии проводить пуско-наладку и техническое обслуживание. И если по таким турбинам как LM9000 и Trent на КС Портовая (не путать с КСПГ КС Портовая) вопрос стоит остро, то по Ладоге у РЭПХ уже достаточно собственного квалифицированного персонала, который сможет закрыть вопрос.

Кроме того, в мире, помимо США, есть несколько компаний, которые проводят техническое обслуживание и капитальные ремонты ГТУ самых разных производителей. ГТУ MS5002E в этом смысле одна из самых популярных. Это значит, что есть шанс в обход санкций, используя «серые» схемы поддерживать парк газпромовских Ладог в работоспособном состоянии достаточно долго.

О ситуации с проектом Сахалин-2

Завод СПГ в Пригородном, как ни странно, находится в гораздо более уязвимом состоянии с точки зрения возможного прекращения контрактов на обслуживание ГТУ. Если турбины электростанции, это те же самые Frame5, что используются в ГПА Ладога-32, и Газпром может принять по ним меры, описанные выше, то по приводам компрессоров основного хладагента, ситуация сложнее.

На заводе установлены 4 ГТУ MS7121EA DLN1 (Frame 7EA) производства General Electric. Вопрос о производстве этих машин в России и ремонтах силами российских специалистов никогда не ставился, а если и ставился, то не решен. Последнее ТО на заводе проводилось прошлым летом. Это значит, что в течение, максимум года, на нем снова нужно будет проводить ТО.

Решение этой задачи лежит уже не столько в инженерной плоскости, сколько в политической.

Ямал-СПГ

Примерно такая-же ситуация и с ГТУ на проекте Ямал-СПГ, где эксплуатируются те же GE MS7121EA DLN1, что и на Сахалине. И здесь остается уповать только на невероятную способность г-на Михельсона договариваться с иностранными контрагентами и на заинтересованность итальянского подразделения Baker Hughes.

Таким образом, в случае наихудщего сценария, о котором пишет КоммерсантЪ, в патовой ситуации окажутся все российские СПГ проекты, кроме КСПГ Портовая.

На этом поставим многоточие и будем наблюдать за развитием ситуации, а командам Сахалин-2, Ямал СПГ, Арктик СПГ 2 и КСПГ КС Портовая пожелаем удачи.

Автор: Сергей Леонтьев

LNGnews.Ru

При цитировании или любом ином использовании информации из данной статьи ссылка на LNGnews.RU обязательна (п. 9.3. пользовательского соглашения).

Поделиться этой новостью

Добавить комментарий