Karpowership, дочерняя компания турецкой Karadeniz Energy Group, возможно, станет поставщиком плавучей электростанции для проекта ПАО “Новатэк”, призваной обеспечить завод Арктик СПГ 2 электроэнергией вместо американских газотурбинных установок от Backer Hughes.
LNGnews.RU, 10 августа 2022г. – Как утверждает издание КоммерсантЪ, Новатэк рассматривает в качестве альтернативы американским ГТУ, использование плавучей электростанции мощностью около 400 МВт. В качестве потенциального поставщика называется турецкая Karpowership.
В первоначальном проекте Арктик СПГ 2 каждая из трех линий имеет 4 ГТУ LM9000 в качестве приводов компрессорных агрегатов смешаннного хладагента и 3 LM9000 в качестве привода электростанций.
По сведениям LNGnews.RU, НИПИГАЗ, который после выхода из проекта Saipem и Technip Energies, выполняет функции EPC-подрядчика, рассматривает замену ГТУ компрессорных агрегатов на электродвигатели. Выходная мощность 4 ГТУ LM9000 составляет 73,5 МВт в варианте для привода компрессоров и 73,0 МВт в энергетическом варианте. Это значит, что при замене 7 машин, потребуется до 500 МВт установленной электрической мощности.
На ПМЭФ-2022 глава ПАО “Новатэк” Леонид Михельсон заявлял, что наиболее важное критическое оборудование для производства СПГ — это турбина. «Сейчас смотрим, перепроектируемся, чтобы заменить турбину на электропривод. Самый тяжелый вопрос — это турбина. У нас есть 115 МВт у “Силовых машин”, но она промышленная. 70–80 МВт турбины нет. Электроприводы обсуждали с двумя-тремя производителями, которые вместе сделают электропривод. Это займет пару лет. Соответственно, для обеспечения энергией нужно будет строить электростанцию на 400 МВт на одну линию»,— говорил он (цитата по «Интерфаксу»).
Karpowership, упоминаемая изданием КоммерсантЪ, имеет внушительный опыт поставок плавучих электростанций и установок хранения и регазификации СПГ. Все ЭС оснащаются газодизелями, которые могут работать как на жидком топливе, так и на природном газе. Однако среди 36 референтных проектов нет ни одного, реализованного за полярным кругом.
В этой связи кажется странным, что не были рассмотрены варинаты построения плавучего или наземного энергоблока, например, на базе полностью российских ГТУ-25П производства Пермского моторного завода, разработанных в ОАО “Авиадвигатель” в начале 2000-х годов. На данный момент парк электростанций, на базе этой ГТУ мощностью 25 МВт и с КПД 37% насчитывает 25 установок. Суммарная наработка парка ГТУ-25П превышает 700 тысяч часов. К слову сказать, LM9000 не имеет вообще ни одного реализованного проекта и, соответственно, наработка ее парка – 0 часов.
Если сравнивать дизель-генераторы, которые Karpowership устанавливает на свои плавучие ЭС, с российскими газовыми турбинами, то последние имеют следующие явные преимущества:
- Они легче,
- Они производятся в России
- Их обслуживание не требует присутствия иностранных специалистов и/или запчастей иностранного производства (Karpowership устанавливает немецкие дизельные двигатели MAN)
- Имеется значительный опыт их эксплуатации с суровых условиях российского севера
При всем при этом надо помнить о рисках, связанных с санкционным давлением. Если Плавучая ЭС будет в собственности Новатэка, то при сервисном обслуживании эти риски могут сыграть решающую роль. А если ЭС будет оставаться в собственности Karpowership и турецкая компания будет продавать заводу электричество, то в этом случае санкционные риски по запчастям могут быть снижены, но тогда возникает не менее серьезный риск того, что в один прекрасный день турцкая компания просто разорвет контракт, выплатит неустойку и увезет плавучую ЭС из Обской губы в какое-то другое место, а завод Акрктик СПГ 2 останется без электроснабжения.
Таким образом, вариант энергоснабжения проекта Арктик СПГ 2 с помощью плавучей электростанции иностранного производства представляется не столь безопасным, как кажется на первый взгляд.
Автор: Сергей Леонтьев
При цитировании или любом ином использовании информации из данной статьи ссылка на LNGnews.RU обязательна (п. 9.3. пользовательского соглашения).
При подготовке материалы использована информация с сайтов: КоммерсантЪ и Karpowership
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться