Аналитика и обзоры

Газовозы вместо подлодок. Что не так с СПГ-терминалом НОВАТЭК на Камчатке?

24 августа в СМИ появились сообщения о том, что ФГУП “Росморпорт” второй раз не смогло найти подрядчика на выполнение дноуглубительных работ морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае.

Так, Интерфакс пишет, что согласно материалам сайта госзакупок, на участие в запросе предложений с начальной ценой контракта 10,669 млрд рублей не было подано ни одной заявки [1].

Это вторая попытка Росморпорта найти подрядчика на дноуглубление в бухте Бечевинская на юго-восточном побережье Камчатского полуострова для СПГ-терминала “НОВАТЭКа”. В начале августа “Росморпорт” признал несостоявшимся аналогичный конкурс с такой же стартовой ценой – 10,669 млрд рублей. Заявку на участие в конкурсе тогда подал единственный участник – петербургская компания “Ван Оорд РДМК” (российская структура международного морского подрядчика Van Oord, Голландия).

При этом в одной части заявки “Ван Оорд РДМК” указал, что готов выполнить контракт за 19,2 млрд рублей. В итоге конкурсная комиссия признала заявку “Ван Оорд РДМК” не соответствующей условиям закупки.

Планируемый срок завершения дноуглубительных работ – 31 июля 2021 года. А сам терминал Новатэк планирует ввести его в строй в 2022 году.

Напомним, что терминал должен будет обеспечить перевалку до 22 миллионов тонн СПГ в год с газовозов арктического класса Arc7 на обычные.

Инвестиции в строительство СПГ-терминала на Камчатке оцениваются в 108 млрд рублей. При этом частные инвестиции (в строительство плавучих хранилищ и объектов береговой инфраструктуры) оцениваются в 69,5 млрд рублей, бюджетные (в подходной канал и объекты безопасности мореплавания) – в 38,5 млрд рублей.

За реализацию государственной части проекта отвечает ФГУП “Росморпорт”, которое является одним из крупнейших в России владельцев объектов прибрежно-портовой инфраструктуры и служебно-вспомогательного флота. Компания осуществляет деятельность в 65 морских портах, расположенных в 24 субъектах РФ.

Работы по созданию перевалочного терминала ведутся в соответствии с Распоряжением правительства РФ ОТ 14.03.2019 N 436-Р <Об утверждении комплексного плана реализации инвестиционного проекта “Морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в Камчатском крае”>[2]. Проектную документацию на Морской перегрузочный комплекс СПГ для тендера выпустил Проектный Институт ЗАО «ГТ Морстрой», на счету которого такие реализованные проекты как Петербургский нефтяной терминал, Первый контейнерный терминал, «Морской Фасад» и ММПК «Бронка» в Санкт-Петербурге, рейдовые комплексы перегрузки нефти «Белокаменка», «Лавна», «Умба», «Кола» в Кольском заливе, Морской порт СПГ «Сабетта» на Ямале, СМНП «Козьмино», перегрузочные комплексы в Морском торговом порту Усть-Луга.

Так почему не удается найти подрядчика на проведение дноуглубительных работ в бухте Бечевинская?

Складывается впечатление, что сумма в 10,7 млрд.руб, назначенная Росморпортом, действительно занижена. Весьма вероятно, что у устроителя конкурса просто не хватило времени на достаточную подготовку и, поэтому, оценка объемов оказалась слишком оптимистичной. Возможно, дело в том, что Министерство обороны дало разрешение «Новатэку» построить комплекс по перевалке сжиженного газа только в конце июля 2020 года [3]. Соответственно, до этого момента, проработка вопроса на местности проводилась в недостаточной мере или проводилась только на основе старых документов. Ситуация усугубляется тем, что место предполагаемого обустройства терминала перевалки СПГ – удалено от цивилизации на 100 км и на сегодняшний день не имеет жизнеспособной инфраструктуры, способной поддержать активность по освоению бухты.

Если сравнивать стоимости аналогичных работ, то можно обратиться к стоимости дноуглубления для терминала Утренний проекта Арктик СПГ-2. Она составит 37,5 млрд руб. при общем объеме вынимаемого грунта порядка 60 млн. куб.м  [4]. Здесь же, для создания подходного канала, согласно аукционной документации на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта «Строительство морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае», предполагается вынуть 14 млн.куб.м за 8 миллиардов 716 миллионов рублей. [5]. Таким образом удельные стоимости выемки одного кубометра различаются незначительно – 625 и 622,5 руб за кубометр.

Бечевинская бухта. Вид на косу разделяющую Южную и Северную части бухты. Автор: Игорь Вржещ
Бечевинская бухта. Вид на косу разделяющую Южную и Северную части бухты. Автор: Игорь Вржещ

Однако, надо понимать, что месторасположение, логистические особенности, инраструктура и условия климата в Обской губе и а Бечевинской бухте рознятся. Вероятно поэтому, у потенциального подрядчика, оценки более консервативные. Скорее всего, в компании Ван Оорд РДМК заложили гораздо большие объемы выемки грунта или более высокую удельную стоимость или и то и другое.

Следует пояснить, что до 1998 года в бухте Бечевинской размещалась 182-я бригада дизельных подводных лодок тихоокеанского флота СССР и зенитно-ракетный дивизион. Также был жилой городок, называвшийся Бечевинка, Финвал или Петропавловск Камчатский 54, казармы, общежитие, минно-торпедная база, склады для хранения ядерных боеприпасов, торпед и ракет, школа, детский сад, госпиталь, котельная, магазин, подземные бункеры и т. п. У берегов бухты были сооружены пять плавучих пирсов.

Фото подводных лодок. 1980-е годы.
две подводные лодки проекта 641 и подлодка БС-167 поекта 629Р

После перестройки ВМФ начал сокращать свои соединения и гарнизон прекратил свое существование. Какие-то суда были переведены к местам другой дислокации, какие-то затоплены, а какие-то брошены прямо у пирсов. Здания и сооружения военных городков № 52 «Бечевинская» и № 61 «Шипунский» были списаны со счетов Минобороны постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.1998 № 623 «О порядке высвобождения недвижимого военного имущества» и обращением Российского фонда федерального имущества от 12.07.2000 № ФИ-24-2/5093. Люди покинули городок. Все пирсы пришли в негодность и находятся в полузатопленном состоянии. Вход в бухту нуждается в углублении.

В настоящее время глубина прохода в Бечевинскую бухту не превышает 10 метров [6], а в районе косы разделяющей южную и северную часть бухты – и того меньше. Для того, чтобы туда смогли заходить газовозы, необходимо углубить фарватер до 20 метров. Кроме того, необходимо тщательно обследовать бухту: мало ли какие еще сюрпризы поджидают ямальских газовиков на дне.

Вот как характеризуется район строительства в проектной документации к тендеру: «Естественные глубины акватории бухты Бечевинская в районе расположения МПК СПГ достигают 50 – 52 м. Вход во внутреннюю часть бухты Бечевинская ограничен шириной 55-60 м, глубиной 8-10 м (на входе имеется банка с глубиной 2 м)».

Как вспоминают подводники, служившие в Бечевинской бухте, даже в те времена, когда гарнизон был действующим: “бывали случаи, что лодки, входя, втыкались носом в правую косу. Фарватер каждое лето углубляли. С 1995 года этим никто не занимается”. А надо иметь ввиду, что подводные лодки проекта 641, которые составляли основной флот бригады имели осадку гораздо меньшую (6м) [7], чем газовозы класса Ямалмакс (13м) [8].

Фрагмент карты № 65283 ("Восточный берег полуострова Камчатка. От бухты Бечевинская до бухты Моржовая") 1982 года из архива подводника Юрия Завражного , служившего в 182-м дивизионе.
Фрагмент карты № 65283 (“Восточный берег полуострова Камчатка. От бухты Бечевинская до бухты Моржовая”) 1982 года

Какие еще сюрпризы могут поджидать строителей на воде, под водой и на берегах Бечевинской бухты? Прежде всего останки самого гарнизона. Это 12 остовов брошенных жилых домов и большого количества вспомогательных зданий и сооружений, разбросанных по берегам бухты и прилегающим сопкам, упомянутые выше остатки разрушившихся пирсов, ржавеющие останки судов, следы также давно расформированного зенитно-ракетного дивизиона «Шипунский» на соседней сопке – там большая территория отравлена разливом ракетного топлива [9].

Плюс ко всему этому надо понимать, что бухта находится в 100 км от ближайшего города Петропавловска Камчатского. Дорог туда нет и никогда не было. Добраться туда можно только морем или вертолетом, зимой – на снегоходах.

То есть, имеется бухта в 100 километрах от цивилизации без какой-либо связи, без электричества и, вообще, без какой бы то ни было инфраструктуры, с рельефом дна, нуждающимся в детальном изучении, замусоренная остатками судов и зданий. А рядом еще и небольшая экологическая травма в виде отравленной ракетным топливом части тайги куда даже медведи не суются. Очевидно, что стоимость любых работ в таком месте будет существенно зависеть от того, как быстро и какую именно поддерживающую инфраструктуру организует заказчик, а так же, как будет организовано логистическое обеспечение.

Плюс надо учесть, что для развертывания лагеря строителей и завоза оборудования необходимо чтобы суда могли пройти в бухту как можно скорее. Планируемый срок начала дноуглубительных работ уже почти прошел, а подрядчик до сих пор не выбран. Все это создает дополнительные трудности на пути реализации проекта Новатэка, которых и без того предостаточно.

Возможно подобное описание слишком мрачно, но факт остается фактом – ни один подрядчик не готов заниматься дноуглублением в Бечевинской бухте за те 10,7 млрд.руб, которые предлагает Росморпорт. Остается надеяться, что Росморпорт, все-таки, сможет оперативно выбрать подрядчика и задержка дноуглубительных работ не станет критичной для проекта в целом.

Автор: Сергей Леонтьев
LNGnews.RU


Список источников

[1] 25.08.2020 InterFax.Ru Росморпорт вновь не нашел подрядчика на дноуглубление для СПГ-терминала НОВАТЭКа на Камчатке
[2] Распоряжение правительства РФ ОТ 14.03.2019 N 436-Р <Об утверждении комплексного плана реализации инвестиционного проекта “морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в Камчатском крае”>
[3] 27.07.2020 Seanews.ru Минобороны разрешило «Новатэку» построить СПГ-терминал на Камчатке
[4] 11.08.2020 Neftegas.ru Стоимость дноуглубительных работ для терминала Утренний проекта Арктик СПГ-2 составит 37,5 млрд руб.
[5] 03.07.2020 Информационное агентство «Кам 24» Бухту Бечевинскую на Камчатке углубят под газовый терминал НОВАТЭКа
[6] 10.08.2018 Камчатское Информационное Агентство (КИА «Вести») Выбор пал на Бечевинку
[7] Википедиа Подводные лодки проекта 641
[8] Википедиа Yamalmax
[9] Журнал Тайны 20-го века №29, июль 2012 года Бечевинка — забытая база подводных лодок на Камчатке


Поделиться этой новостью

Добавить комментарий

Demo Title

Demo Description


My first Popup

This will close in 20 seconds