Как сообщает издание “КоммерсантЪ”, заместитель председателя Правления ПАО «НОВАТЭК» Марк Джитвэй (Mark Gyetvay) проинформировал в ходе телефонной конференции 30 апреля 2020г. о переносе сроков запуска четвертой очереди завода Ямал СПГ.
Кроме этого, господин Джитвей отметил, что компания также отложила на несколько месяцев принятие окончательного инвестиционного решения (FID) по проекту «Обский СПГ». Однако он добавил, что это никак не отразится на планах по наращиванию производства СПГ к 2030 году. «Мы рассмотрим этот вопрос в ближайшие несколько месяцев после оценки финансовых возможностей,— сообщил он.— Можем рассмотреть отсрочку старта первой очереди на год, до 2024 года. Это не повлияет на наши долгосрочные цели».
Это не первый перенос сроков запуска 4-й линии Ямал СПГ. Так, изначально запуск планировался на конец 2019 года. Затем этот срок был передвинут на апрель 2020 года. При этом, в первых сообщениях (например, КоммерсантЪ 21.01.2020 «Ямал СПГ» испытали на хладноломкость») причиной называлась, ошибка проектирования, допущенная во НИПИГАЗ, из-за которой необходимо было заменить часть уже проложенных технологических трубопроводов на трубы из легированных сплавов, которые более устойчивы к низким температурам. Чуть позже это утверждение было опровергнуто и основной причиной замены трубопроводов было названо осознанное изменение режимов работы линии сжижения в случае технологических остановов. То есть, по сути, речь шла об изменении самого процесса, при котором температуру газов на некоторых участках технологической обвязки потребовалось сделать ниже, чем планировалось изначально.
В публикациях транслирующих объявление, сделанное 30 апреля, ничего не говорится о причинах переноса сроков по 4-й линии Ямал СПГ . Упоминается лишь тот факт, что прогресс на данный момент составляет 79%.
Что же мешает выполнить 21%, оставшийся до завершения работ и запуска?
Следует отметить, что на 4 -й линии Ямал СПГ, или как ее еще называют Ямал-4, реализуется абсолютно новая технология «Арктический каскад» российской разработки, а не C3MR (Air Products) как на первых трех линиях. Механическим «сердцем» является компрессорный агрегат, в котором 7 секций сжатия приводятся во вращение одним газотурбинным приводом посредством мультипликаторов. В качестве привода используется ГТУ-25П производства Пермского моторного завода, входящего в ОДК. А компрессоры поставил КазаньКомпрессорМаш, входящий в группу ГМС.
Сам агрегат поставлен на площадку почти год назад. Но пусконаладка, как следует из сообщения, затягивается еще и еще.
С одной стороны, судя по официальной причине первого переноса сроков, сама технология еще дорабатывается. И делается это параллельно со строительно-монтажными и пусконаладочными работами. Кроме того, локальные поставщики оборудования, особенно такого критичного, как компрессоры, не имели подобного опыта до настоящего времени и, вероятно, тоже вносят свои коррективы в режиме реального времени.
С другой стороны, возникли препятствия, связанные с пандемией COVID-19 и нефтяными войнами, такие как карантинные меры на площадке, закрытие аэропорта в Сабете, снижение цен на СПГ и, как следствие, необходимость урезания инвестиций. Все это, конечно же, вносит свой деструктивный вклад в развитие СПГ проектов компании НОВАТЭК.
Все это говорит о том, что пилотный объект с новой технологией сжижения «Арктический каскад» на Ямале, которую разрабатывает НОВАТЭК, столкнулся с более серьезными вызовами, чем предполагалось. И если принять во внимание то, что на проекте «Обский СПГ» планируется использовать не просто технологию «Арктический каскад», а ее развитие, то есть фактически еще одну новую технологию, то заявление о переносе сроков принятия ОИР выглядит обоснованно.
Вероятнее всего, это решение следует ожидать не ранее того момента, когда будет запущен Ямал-4 и станет ясно насколько перспективна технология «Арктический каскад».
Автор: Сергей Леонтьев
По материалам изданий КоммерсантЪ и ZNAK
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться