Репортаж

В Москве прошел III Всероссийский газомоторный форум

III Всероссийский газомоторный форум прошёл в Москве 20-21 Апреля. На телеграм канале Российского газового общества отражался ход мероприятия в режиме репортажа. Портал LNGnews.RU собрал все посты и предлагает Вашему вниманию в одной публикации.

Москва, 20-21 апреля 2023 – Сегодня, 20 апреля 2023 года, в Президент-отеле (г. Москва) начинает свою работу III Всероссийский газомоторный форум, организованный Национальной газомоторной ассоциацией и Российским газовым обществом при поддержке ПАО «Газпром».

В программе первого дня:

  • Осмотр экспозиции выставки траспорта, работающего на газовом топливе;
  • Церемония открытия АГНКС в Калининграде и Ноябрьске (телемост);
  • Пленарное заседание: «Природный газ на внутреннем рынке: транспортный сектор и альтернативная газификация»
    Модератор — Павел Завальный, Председатель комитета ГД по энергетике, президент Российского газового общества;
  • Панельная дискуссия журнала «Транспорт на альтернативном топливе»: «Газ в моторах: настоящее и будущее»
    Модератор — Валерий Голубев, Председатель Совета Национальной газомоторной ассоциации;
  • Панельная дискуссия: «Альтернативная газификация: экономические, технологические, региональные аспекты»
    Модератор — Николай Исаков, Вице-президент, исполнительный директор РГО

Первый день III Всероссийского газомоторного форума начался с осмотра экспозиции выставки транспорта, работающего на газовом топливе

Пленарное заседание «Природный газ на внутреннем рынке: транспортный сектор и альтернативная газификация» началось с торжественного открытия двух автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) «Газпрома» – в Калининграде и Ноябрьске (ЯНАО).

В открытии АГНКС в режиме телемоста приняли участие: Павел Завальный, Председатель комитета ГД по энергетике, президент РГО; Виктор Зубков, Председатель совета директоров ПАО «Газпром», специальный представитель Президента РФ по взаимодействию с Форумом стран-экспортеров газа; Денис Корниенко, генеральный директор  ООО «Газпром газомоторное топливо»; Дмитрий Артюхов, Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа; Евгения Кукушкина, Министр развития инфраструктуры Калининградской области.

Павел Завальный, Председатель комитета Госдумы по энергетике, президент РГО: 

«В условиях внешнего давления и санкционных ограничений основной проблемой газовой отрасли стало резкое снижение  экспорта газа, прежде всего, трубопроводного. Это ставит задачу изменения модели развития отрасли, максимального  расширения потребления газа на внутреннем рынке. Необходимы ускоренная максимально возможная газификация регионов, в том числе,  за счет СПГ и СУГ, расширение использования газомоторного топлива, СПГ на транспорте. 

Расширение потребления газа как моторного топлива на всех видах автомобильного, железнодорожного, морского и речного транспорта, сельскохозяйственной техники будет способствовать замещению жидких топлив газом на внутреннем рынке, поддержке экспортного потенциала нефтяной отрасли в условиях снижения добычи нефти,  снижению затрат бюджета на стабилизацию цен на нефтепродукты на внутреннем рынке.

Без транспортного сектора не получится сложить  экономическую модель социальной газификации с использованием СПГ – транспортный сектор может и должен стать якорным потребителем для мало- и среднетоннажных СПГ проектов, что позволит провести газификацию тех территорий, куда невозможно привести сетевой газ, и сделать такую газификацию социальной, доступной для потребителя.

Сегодня темпы развития СПГ и ГМТ секторов значительно отстают  даже от тех планов, что были поставлены в других экономических и геополитических условиях. А нынешние реалии требуют постановки и достижения гораздо более амбициозных целей. 

Задача  форума  – обсудить, какие цели должно ставить сегодня государство, какие  факторы сдерживают расширение потребления газа на транспорте, какие меры государственной поддержки и нормативные решения необходимы для того,  чтобы обеспечить технологическую и коммерческую доступность природного газа в виде СПГ и ГМТ и, соответственно, экономическую привлекательность сектора».

Павел Николаевич также зачитал участникам форума официальное приветствие Заместителя Председателя Правительства РФ Александра Новака:

«Максимальное использование «голубого топлива» на благо наших граждан – один из приоритетов энергетической политики страны.

Значительные перспективы связаны с применением газа в качестве моторного топлива. Это экономично и экологично, что полностью отвечает задачам по снабжению экономики и населения качественными и доступными энергоресурсами, а также способствует достижению целей по противодействию изменению климата.

Расширению использования газа в качестве топлива способствует активная газификация регионов нашей страны. 

Уверен, что Всероссийский газомоторный форум станет эффективной площадкой для обсуждения перспектив расширения использования газа на благо экономики нашей страны, в том числе, в качестве современного топлива для транспорта и техники, позволит найти конструктивные решения для развития отрасли, будет содействовать налаживанию партнёрских связей между участниками рынка».

Председатель Совета директоров ПАО «Газпром», специальный представитель Президента РФ по взаимодействию с Форумом стран-экспортеров газа Виктор Зубков:

«Газпром» обладает крупнейшими запасами газа среди всех государственных и публичных компаний мира – порядка 35 трлн.куб.м. этих запасов хватит как минимум на сто лет. При таком уровне запасов преимущественное развитие рынка газомоторного топлива должно быть приоритетом как для государства, так  и для бизнеса. К 2030 г. уровень потребления ГМТ должен достичь 10 млрд куб.м., что сопоставимо с потреблением средней европейской страны. 

«Газпром Газомоторное топливо» работает 10 лет. Построено порядка 800 заправок, появились образцы хорошей газомоторной техники, включая водный и железнодорожный транспорт. Но недостаточное внимание государства и нехватка поддержки не позволяет активно развивать их производство. Более активное внедрение транспорта на газе позволит решить экологические проблемы крупных городов, рек и озёр, кроме того, это даёт значительный экономический эффект, поскольку газовое моторное топливо дешевле.

Необходима государственная программа развития рынка газомоторного топлива. Есть соответствующее поручение Президента РФ, работа идёт, но ее можно делать по-разному. Поддерживаю предложение Павла Завального обсудить проект Концепции с тем, чтобы повлиять на ее содержание и целеполагание.

Мы ждём правительственного решения о выделении 30 млрд. руб. в 2023-2025 гг. на поддержку производителей отечественной газомоторной техники. Важно, чтобы заводы работали в полную силу. 

Важна поддержка перевода муниципального, служебного транспорта на природный газ. Европейские страны пошли именно по такому пути, яркий пример – Италия. Даже сейчас, когда газ для европейских потребителей стал стоить гораздо дороже, на первом месте стоит экологическая составляющая и задача снижения уровня шума в городах. 

Уверен, сегодняшний форум, внимание Правительства, Государственной Думы позволит нам придать новое качество развитию газомоторного топлива».

Помощник Президента РФ Игорь Левитин: 

«Развитию газомоторного топлива необходима поддержка государства, не только Правительства РФ, но и субъектов Федерации, ведь принятие решений по развитию транспорта в городах – во многом их зона ответственности».

Губернатор Кемеровской области – Кузбасса, председатель Комиссии Госсовета по направлению «Энергетика» Сергей Цивилев:

«30 марта 2023 года мы провели заседание комиссии, на котором рассмотрели вопросы: развития внутреннего рынка газа, перенаправления поставок российского газа на внутренний рынок, создание мало- и среднетоннажных заводов СПГ, расширения использования природного газа в качестве моторного топлива; газификации регионов Восточной Сибири.

Ключевые решения:

  • Сформировать план ежегодного увеличения потребления газа, в том числе за счёт автономной газификации и перевода транспорта на газомоторное топливо;
  • Пересмотреть действующие планы перевода транспорта на газомоторное топливо и автономной газификации СПГ, существенно увеличить государственную поддержку перевода транспорта, развития сети криоАЗС, малотоннажного производства СПГ;
  • Субъектам Российской Федерации спрогнозировать потребность в транспорте на газомоторном топливе на период 2023-2024 годов и предоставить свои прогнозы нам в комиссию или напрямую в Минэнерго России;
  • Газифицировать регионы Восточной Сибири – Иркутскую область, Красноярский и Забайкальский край, Республики Бурятия, Хакасия и Тыва магистральным газом;
  • До завершения строительства газопроводов «Сила Сибири – 2» и перемычки между газопроводами «Сила Сибири» и «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» обеспечить регионы Сибири автономной газификацией СПГ.

«В Кузбассе есть положительный опыт использования СПГ для карьерных самосвалов при добыче угля. Компанией «Сибирь-Энерго» построен малотоннажный завод СПГ мощностью 1,5 тонны в час. У нас разработана газодизельная система для двигателя БелАЗ 130 тонн (замещение дизтоплива до 30%), переоборудовано уже 70 самосвалов. Опыт промышленной эксплуатации разработанной системы показал, что перевод только одного 130-тонного БелАЗа на СПГ позволяет снизить расходы на топливо на 3,5 млн рублей в год. А только в Кузбассе порядка 2500 карьерных самосвалов. Если перевести хотя бы половину из них, то потребление СПГ составит 130 тысяч тонн, что в 1,5 раза превышает общее потребление СПГ в 2022 году по России.

Мы развиваем наш горнолыжный курорт Шерегеш. Курорт занимает второе место по посещаемости в России. За 2022 год его посетили 2,6 млн туристов. Сегодня построено уже 250 объектов, в том числе 93 гостиницы, 17 подъемников. Планируем еще построить новые гостиницы и рестораны, трассы и подъемники, увеличить турпоток до 3,4 млн человек и привлечь из внебюджетных источников не менее 182 млрд рублей. Для развития Шерегеша нужен сетевой газ, но на первом этапе планируется газифицировать курорт с помощью СПГ.

Мы совместно с ПАО «Газпром» реализуем в Кузбассе проект по добыче метана угольных пластов. Оценочные ресурсы метана угольных пластов в Кузбассе составляют 13 трлн куб. метров, они эквивалентны запасам крупнейших месторождений природного газа. На госбаланс поставлено уже 250 млрд куб. м разведанных запасов.

Из метана угольных пластов планируется производство СПГ для заправки карьерной техники угольных предприятий и газификации отдаленных районов Кузбасса, в том числе горнолыжного курорта Шерегеш, о котором я уже сказал.

Для реализации проекта добычи метана угольных пластов необходима федеральная государственная поддержка. Со своей стороны мы предоставим максимальную помощь.

Таким образом, Кузбасс – это значительный рынок СПГ, и у нас есть инвесторы, готовые инвестировать как в производство СПГ, так и в газовую карьерную и другую коммерческую технику.

В завершение еще раз хочу отметить, что сегодня развитие внутреннего рынка газа имеет колоссальное значение. Но надо делать все быстро. Сегодня время быстрых решений. Использование газа в качестве моторного топлива и автономная газификация дают весомое преимущество бизнесу и государству, существенно улучшают экономику, повышают инвестиционную и экологическую привлекательность территорий».

Первый заместитель Министра энергетики РФ Павел Сорокин:

«Министерством энергетики проводится масштабная работа по созданию Концепции развития рынка природного газа как моторного топлива до 2035 года. Ожидается принятие документа на уровне акта Правительства Российской Федерации с приложением «дорожной карты» по ее реализации, которая станет руководством к действию для всех органов власти.

При разработке Концепции рассматривались три возможных сценария. Целевой сценарий предусматривает реализацию модели ускоренного развития газомоторной отрасли за счет существенного увеличения объемов производства и переоборудования техники на ГМТ и обеспечения опорной транспортной сети объектами газозаправочной инфраструктуры. 

Предполагается, что объем потребления ГМТ к 2035 году достигнет порядка 15 млрд.куб.м.

На начало 2023 года в России насчитывалось 896 объектов газозаправочной инфраструктуры (КПГ и СПГ), в том числе 791 АГНКС, 20 объектов сбыта СПГ и 85 объектов прочих форматов.  Прогнозируется прирост численности парка АТС на ГМТ на 1082,6 тыс. к 2035 г. 

В настоящее время только 342 объекта газозаправочной инфраструктуры расположены на опорной сети автомобильных дорог общего пользования. Требуется дополнительно создать 1100 объектов. 

К 2035 г. протяженность опорной дорожной сети РФ увеличится на  55 тыс. км., что  потребует дополнительно создать порядка 700 объектов газозаправочной инфраструктуры.   

  • Прогноз объемов потребления СПГ на морском и внутреннем водном транспорте: в 2022 году — 270,9 млн.куб.м., 2035 г.  — 2377,1 млн.куб.м;
  • Прогноз численности сельскохозяйственной техники:  количество сельхоз. техники на СПГ в 2022 г. — 0,  2035 г. —17029 ед.;
  • Прогноз численности дорожно-строительной техники на ГМТ  и объемов потребления ГМТ: 2022 г. — 0,  2035 г. — 3740  ед.;
  • Прогноз численности карьерной техники на СПГ и объемов потребления СПГ: 2022 г. — 0, 2035г. — 2125 ед.

Предполагается комплекс мероприятий, направленных на расширение модельного ряда и объемов производства газомоторной техники, а также переоборудования транспорта на газ: упрощение порядка регистрации переоборудованных на газ транспортных средств, развитие заправочной инфраструктуры, повышение привлекательности газомоторного топлива и техники, НИОКР, цифровизацию газомоторной отрасли, совершенствование нормативной базы и развитие международного сотрудничества.

Оценка эффектов от реализации Концепции развития рынка ГМТ:

  • Общий объем сокращения выбросов парниковых газов за период 2023-2035 гг. — 60,3 млн т.
  • Общий объем снижения расходов на топливо за период 2023-2035 гг. — 5,1 трлн. руб.»

Председатель комитета ГД РФ по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев:

«Концепция развития газомоторного топлива не порадовала, она недостаточно амбициозна.  Доля газомоторного транспорта к 2030 году 10% — этого недостаточно.

Важно не ориентироваться на переоборудование транспорта на ГМТ, это неэффективно, поскольку через 10 лет он выйдет из эксплуатации. Нужно сразу ориентироваться на выпуск полноценной современной техники на газе с полноценным жизненным циклом.

Необходима поддержка в виде налоговых льгот или субсидий на приобретение газомоторного коммерческого транспорта. Необходимо решить вопрос стоимости лизинга такой техники, сегодня он слишком дорог.

Необходимо правительственное решение о поддержке газомоторного транспорта через снижение стоимости топлива, хотя бы на первоначальном этапе, вплоть до 50% по сравнению со стоимостью бензина и дизеля. 

Важно решить вопрос о техническом обслуживании и техосмотре газомоторного транспорта. Сегодня предприятия не имеют возможности обслуживать одновременно газовый и дизельный транспорт. 

Не менее важно решить вопрос доступности и качества поверки и обслуживания баллонного парка.

Необходима система подготовки кадров,  достаточного количества специалистов, способных качественно обслуживать технику.

Транспорт на природном газе должен быть доступен для покупки, дешевле в заправке и обслуживании, это можно обеспечить с помощью государственной поддержки. Тогда сектор получит гораздо более активное развитие».

Сергей Когогин, Генеральный директор ПАО «КАМАЗ»:

«Десятилетний опыт развития газомоторного транспорта можно назвать положительным. За 10 лет доказана экономическая эффективность перевода транспорта на газ, состоятельность и надёжность газомоторной техники.

Созданы базовые условия для перехода транспорта на газ. Он становится реальной альтернативой традиционным топливам.

На сегодняшний день количество газовых заправочных станций уже сейчас позволяет транспортному сектору на газе развиваться активнее.

Проблема – низкая динамика роста парка газомоторной техники, недостаток развития инфраструктуры КриоАЗС для техники на СПГ. Необходимо ускорить реализацию планов их строительства.

ПАО «КАМАЗ»  успешно преодолевает санкционные ограничения, проектируются и автомобили, и двигатели на газовом топливе. Существует возможность создания таких двигателей для различных отраслей промышленности на базе дизельных двигателей.

Развитие модельного ряда газомоторной техники остаётся приоритетным стратегическим направлением для ПАО «КАМАЗ»

КАМАЗ готов предложить эффективные решения для малой энергетики – газопоршневые энергетические установки, автономные энергетические комплексы.

Нужен переход к нетарифным мерам стимулирования потребителей для перехода на ГМТ, учитывая экологический аспект. Общественный и коммунальный транспорт должны переходить на газ, это может быть заложено в условия тендеров.

Нужно совершенствование нормативной базы».

Председатель Совета Национальной газомоторной ассоциации Валерий Голубев:

«Полноценное использование газомоторного топлива даст значительный эффект для всей экономики. 

Альтернативная газификация с использованием СПГ позволит выполнить поставленные Президентом задачи по газификации регионов России.

У нас есть все возможности и ресурсы, но темпы развития газомоторного сектора до обидного малы. Причины сегодня лежат не в сфере техники или даже экономики, но в секторе администрирования, государственной поддержки.

Нам нужна не только государственная программа по развитию ГМТ, но и государственная комиссия высокого уровня».

Исполнительный вице-президент «УК Группы ГАЗ» Сергей Арзуманов:

«За 10 лет проделана колоссальная работа. 

Группа ГАЗ произвела для рынка более 20 тысяч новых газовых автомобилей. Сегодня компания представляет широкую линейку такой техники для разных секторов,  газовые двигатели, в том числе, запускает полностью российский двигатель. 

Все клиенты говорят об экономической эффективности газомоторного транспорта. Экологический фактор пока не так учитывается, но это – вопрос времени.

Для качественного изменения темпов развития газомоторного сектора нужна последовательная государственная поддержка. 

Неправильно переключаться с поддержки газомоторного транспорта на электрический, газ больше соответствует и нашему климату, и нашим возможностям и ресурсам. 

Нужно императивное развитие внутреннего рынка газа, в том числе газотранспортного сектора».

Панельная дискуссия журнала «Транспорт на альтернативном топливе»: «Газ в моторах: настоящее и будущее»,  модератор — Валерий Голубев, Председатель Совета Национальной газомоторной ассоциации

Генеральный директор ООО «Газпром газомоторное топливо» Денис Корниенко:

  • Рост количества АГНКС заправок ПАО «Газпром» в 2 раза за 10 лет;
  • Рост реализации ГМТ — в 3 раза за 10 лет;
  • Создана опорная сеть АГНКС в масштабах страны.
  • Доля ПАО «Газпром» в реализации КПГ — 71 %, по количеству заправок — 56%

По программам стимулирования за 8 лет переоборудовано на газ порядка 60 тыс.  автомобилей на 3.5 млрд.руб.

Три элемента программы стимулирования:

  • реклама на самом транспорте;
  • 20% скидка на топливо;
  • рассрочка на оборудование.

За это же время в России было произведено 56 тыс. газовых автомобилей.

Предлагаемые решения:

  • Увеличить ассортимент газовых автомобилей основных производителей;
  • Организовать внедрение газовых версий автомобилей новых производителей;
  • Выровнять размер субсидии для автомобилей на КПГ и СПГ.

 Необходимо выравнивание сети субсидируемых  заправочных комплексов, их равномерное распределение по транспортной сети страны.

Происходит расширение участия частного капитала в рынке ГМТ.

Идёт локализация производства газобаллонного оборудования и оборудования АГНКС.

Заместитель председателя комитета Государственной Думы по энергетике Дмитрий Исламов:

«Угольная отрасль очень активно развивается, является лидером по росту производительности труда. Поскольку основной способ добычи – открытый, рост производительности связан с развитием карьерной техники. 

Вопрос экономичности и экологичности этой техники напрямую влияет на эффективность работы отрасли. 

Строительство в Кузбассе малотоннажного СПГ-завода и создание соответствующей инфраструктуры, перевод более 60 БелАзов на СПГ дало значительные экономические и экологические эффекты: на 50 % снизилась загазованность карьеров, экономия расходов на топливо составила 3.5 млн.руб в год.

Сегодня в Кузбассе работает 2500 карьерных самосвалов. Перевод половины их на СПГ даст потребление 137,5 тыс. т СПГ в год даже при использовании их в смешанном режиме. 

Нужны российские газовые двигатели и системы хранение СПГ для всей горнодобывающей карьерной техники, стационарная и передвижная заправочная инфраструктура СПГ — для самосвалов, бульдозеров, грейдеров, погрузчиков, тракторов.

Нужна государственная поддержка производителям карьерной техники и оборудования в форме субсидий и налоговых льгот (по налогу на прибыль организаций,  имущество организаций) для стимулирования строительства заводов СПГ.

Необходима поддержка в обеспечении загрузки новых производств на 100% в условиях слаборазвитого рынка потребления (содействие смежным проектам автономной газификации территорий, развития сетей КриоАЗС)».

Заключительная дискуссия первого дня форума «Альтернативная газификация: экономические, технологические, региональные аспекты».

Со вступительным словом выступает модератор мероприятия — Николай Исаков, вице-президент, исполнительный директор Российского газового общества:

«Подходы к газификации должны учитывать региональную специфику. К числу регионов с ярко выраженной региональной спецификой относится макрорегион Восточная Сибирь и Дальний Восток, где сегодня отсутствует развитая инфраструктура газоснабжения. 

Несмотря на наличие огромных запасов природного и попутного газа, уровень газификации в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах соответственно составляет всего 25 и 23,9 %. В большинстве азиатских регионов (за исключением Магаданской, Сахалинской областей и Чукотского автономного округа) для частичной газификации и в качестве газомоторного топлива используется СУГ. Ряд территорий не подключены к ЕСГ, не имеют региональных систем газоснабжения. Здесь возможна только автономная газификация.

Ключевой вопрос — технологическая и коммерческая доступность использования газа для потребителей, включая КПГ, СПГ СУГ».

Николай Исаков: «В целях развития системы автономной газификации очень важно  определение государственного органа, организующего и контролирующего деятельность системы автономной газификации от производства до потребителя, по аналогии с сетевой газификацией.

РГО проводится работа по совершенствованию нормативной правовой базы, способствующей развитию автономной газификации в нашей стране. 

Ведется работа по проведению комплексного анализа потенциала развития малотоннажного производства СПГ в субъектах Российской Федерации для целей автономной газификации и использования природного газа в качестве моторного топлива.

Работа будет проведена поэтапно. На начальном этапе с целью выработки единого подхода планируется проведение комплексного анализа для 6 пилотных регионов: г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, Республика Алтай, Алтайский край, Приморский край, ХМАО, основываясь на трех ценовых сценариях. На последующих этапах проведения работы планируется проведение исследований для различных видов транспорта: автомобильного, речного, морского, железнодорожного, авиационного и для ракетно-космической техники.

Результатом данной работы будет разработка проекта Стратегии использования малотоннажного СПГ до 2050 года.

На сегодняшний день в целях развития автономной газификации РГО разработаны проекты нормативных актов, предусматривающих внесение изменений в:

  • Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации»; 
  • Постановление Правительства РФ № 903 «О порядке разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций»;
  • Кодекс об административных правонарушениях.

По моему мнению, развитие рынка ГМТ – основа для решения вопросов альтернативной газификации с использованием СПГ. Транспортный сектор, по сути, будет являться якорным, экономически целесообразным потребителем социальной газификации СПГ».

Министр промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) Максим Терещенко: 

«Якутия обладает запасами газа объемом 3,1 трлн куб м, 20 млрд. куб.м газа в год, 2700 км газотранспортной системы, 

Якутия начала производство СПГ в 2016 г., экспорт СПГ – в 2019 г. В 2021 году начата реализация СПГ программы, включая программу газификации с его использованием. 2023 г. – Пилотный проект газификации с. Качикатцы.

Для развития СПГ газификации необходимо:

  • Создание мер поддержки автономной газификации;
  • Возмещение межтарифной разницы из федерального бюджета;
  • Стимулирование отечественных производителей СПГ;
  • Упрощение процесса перевода из земель лесного фонда

Член общественного совета при Министерстве энергетики РФ Кирилл Молодцов:

«Старт газомоторному движению был дан 10 лет назад на совещании у Президента.

При подготовке к нему была названа цифра, которая затем вошла в программу – 1,2 млрд кубов на ГМТ к 2030 г. Сегодня  речь идёт о показателе 1,7 млрд куб.м. в год. И с точки зрения строительства заправочных комплексов можно говорить о значительном развитии сектора ГМТ и в части КПГ, а сейчас уже и в части СПГ. Это касается только транспортного сектора, и в очень незначительной степени касается возможностей СПГ для газификации. 

Альтернативная газификация – задача государственная, социальная, чтобы граждане, люди живущие вне зоны доступности трубопроводного газа, имели стабильное и надёжное энерго и теплоснабжение. 

Примерно 10 миллионов домовладений из 65 миллионов без создания программы альтернативной газификации  так и останутся без такого энергоснабжения. Необходима комплексная программа минимум на 5 лет, 2025-2030 гг. Она может быть сопряжена с программой развития газомоторного транспорта и встроена в программу газификации в целом».

Второй день III Всероссийского газового форума начался с Открытого заседания Экспертной группы при Совете по промышленной политике государств – участников СНГ по развитию рынка газомоторного топлива: «Транспортный коридор «Север-Юг» – точка роста альтернативных видов моторного топлива»

Заседание прошло при поддержке Исполнительного комитета СНГ и Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Российское Газовое общество:

Уважаемые коллеги!

«Всероссийский газомоторный форум – 2023» завершил свою работу! Благодарим участников за интересные, содержательные дискуссии и обстоятельные доклады!

Подводя итоги мероприятия, можно сказать, что форум определил вектор развития газомоторной отрасли, впереди у нас много совместной работы, о результатах которой мы расскажем на IV Всероссийском газоморном форуме в 2024 году.

Поделиться этой новостью

Добавить комментарий