Пресс-релиз

Минэнерго выступает за введение субсидирования строительства малотоннажных СПГ заводов

Комитет Государственной Думы по энергетике провел «круглый стол» на тему «Развитие рынка природного газа как моторного топлива: проблемы и пути решения»

Открывая мероприятие, председатель комитета Павел Завальный отметил, что развитие рынка газомоторного топлива является важнейшей частью политики увеличения потребления природного газа на внутреннем рынке в условиях внешнего санкционного давления. Российский рынок ГМТ в последние годы характеризуется динамичным развитием на  фоне активной государственной поддержки. Это уже дает ощутимый экономический и экологический эффект, особенно в крупных городах.

Кроме того, расширение применения ГМТ потенциально дает и ощутимый бюджетный эффект: замещение жидких топлив газом на внутреннем рынке позволит снизить затраты бюджета на стабилизацию цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, а также поддержит экспортный потенциал нефтяной отрасли в условиях снижения добычи нефти. 

С учетом динамики последних лет, а также ряда фундаментальных факторов, связанных с использованием газа на транспорте, достижение поставленных целей потребует интенсификации усилий, тесной кооперации участников рынка и существенного расширения сети газозаправочной инфраструктуры.

«Сегодня идет работа над «Концепцией развития рынка природного газа как моторного топлива до 2035 года», которая потребует отдельного обсуждения. Очевидно, что необходимы более амбициозные цели в части расширения использования газа на транспорте, актуализация мер государственной поддержки и более широкое информирование участников рынка о возможностях применения ГМТ и его преимуществах. Также важно просчитать синергетические эффекты, которые можно получить от использования СПГ для транспортного сектора и для социальной альтернативной газификации. Начатая сегодня дискуссия будет продолжена на сессиях III Всероссийского газомоторного форума, который пройдет уже в этот четверг, 20 апреля, в Президент-отеле в Москве», — заявил Павел Завальный. 

Вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Дмитрий Курочкин отметил, что ТПП ведет активную работу над реализацией задач в области расширения применения ГМТ, в том числе – по линии региональных Торгово-промышленных палат.  В регионах-лидерах по использованию газа в моторах – Санкт-Петербург, Ростовская область, Татарстан, Башкортостан.

Также в ТПП РФ шесть месяцев назад был создан отдельный подкомитет по газомоторному топливу. Важнейшие задачи – привлечение бизнеса к более активному участию в проектах в области ГМТ и СПГ, популяризация газомоторного транспорта в конкуренции с электрическим, снятие нормативных барьеров и расширение возможностей переоборудования автомобильного транспорта на ГМТ.

Сегодня в этой сфере наблюдается дефицит –  при том, что существующие АНГКС могут заправлять до 500 тыс. автомобилей, реально в стране них порядка 275 тысяч, что составляет всего 0,4% автопарка страны. Это несерьезно, учитывая все те экономические и экологические плюсы, которые можно получить с переводом транспорта на ГМТ.

Также Дмитрий Курочкин анонсировал продолжение обсуждения тематики ГМТ в  международном масштабе на мероприятиях Национального нефтегазового форму 25 апреля 2023, с участием представителей стран БРИКС и АСЕАН.

Заместитель директора департамента развития газовой отрасли Министерства энергетики РФ Артем Верхов рассказал, что Минэнерго работает над реализацией госпрограммы по поддержке ГМТ по направлениям строительства заправочной инфраструктуры и переоборудования транспорта на газ с 2018года. Налицо положительная динамика: к концу 2021 года ежегодное потребление метана на транспорте в России составило 1,37 млрд м3; в 2022 составило 1,72 млрд м3 (плюс 29%); в 2023 ожидается плюс 26%, а к 2030 году прогнозируется потребление ГМТ порядка 6,8 млрд м3.

В 2022г. была введена в строй 101 заправка, 95 объектов получили субсидии. При этом есть некоторое недоосвоение средств, из-за того, что кризисы последних трех  лет повлекли за собой нарушение логистических цепочек. Ведется постоянная корректировка нормативной базы и ее адаптация к меняющемуся рынку.  

Что касается переоборудования  автотранспорта на ГМТ, Минэнерго ведет работу на этом направлении с 2020г.  Масштабы переоборудования за счет субсидий пока  действительно небольшие:  порядка 15 тысяч единиц  в 2021 г., порядка 9,5 – в 2022м с учетом всех сложностей, возникших из-за санкционного давления.

В текущем году стартует программа поддержки строительства КриоАЗС, в которой Минэнерго будет субсидировать не регионы, а непосредственно инвесторов проектов.

Министерство выступает также за  введение субсидирования строительства малотоннажных СПГ заводов, с условием определенных ограничений их возможности поставок СПГ на экспорт.

Министерством энергетики проводится масштабная работа по созданию Концепции развития рынка природного газа как моторного топлива до 2035 года, в рамках которой прорабатываются вопросы формирования рекомендуемой модели долгосрочного  развития газомоторной техники  в разрезе целевых сегментов, а также вопросы формирования рекомендуемой модели долгосрочного развития направления. В ближайшее время она появится на сайте «Regulation.ru». Ожидается принятие документа на уровне акта Правительства Российской Федерации с приложением «дорожной карты» по ее реализации, которая станет руководством к действию для всех органов власти. 

Заместитель директора департамента стратегического развития Министерства транспорта РФ Андрей Бахаев рассказал о работе министерства над обновлением парка транспортных средств на газомоторном топливе, заправочной и сервисной инфраструктуры. Были собраны данные по потребности регионов в обновлении парка пассажирского автотранспорта на ГМТ. Сегодня количество  составляет 20840 единиц, дополнительная потребность составляет 6,5 тысяч единиц. Одним из направлений  расширения применения ГМТ является передача в лизинг экологичного и энергоэффективного городского автобусного транспорта. Также ведется разработка железнодорожного транспорта на газовом моторном топливе, запуск в эксплуатацию первых образцов планируется в 2026г. В 2022 начата эксплуатация первых двух  двухтопливных паромов, использующих ГМТ.      

Генеральный директор ООО «Газпром газомоторное топливо» Денис Корниенко сообщил, что компания, являющаяся лидером газомоторного топлива, участвует в развитии нормативной базы и работой над  Концепцией развития рынка газомоторного топлива в Российской Федерации на период до 2035 года.

Развитие рынка ГМТ с помощью мер господдержки идет с 2013 года, новое качество оно приобрело в 2019г с принятием соответствующей Госпрограммы и субсидированием, как строительства заправочной инфраструктуры, так и переоборудования транспорта на газ. Однако, сегодня этих инструментов недостаточно, что и делает разработку новой  государственной программы развития рынка газомоторного топлива необходимой. Сегодня темпы прироста количества транспорта не соответствуют темпам строительства заправок, они серьезно недозагружены, что портит экономику проектов. Соответственно, одна из  основных задач – увеличение производства отечественной техники на природном газе. Также необходимо более четкое регулирование рынка газомоторного топлива, создание схем размещения заправочной инфраструктуры, которая способствовала бы повышению доступности ГМТ. Возможно, необходима выработка новых подходов к ценообразованию на ГМТ и СПГ.

Первый вице-президент Группы компаний «Транспортная интеграция» Светлана Воронцова  рассказала о разработке «Концепции развития рынка газомоторного топлива в Российской Федерации на период до 2035 года». В ходе работы над документом разработчики опросили все участников рынка – производителей техники, оборудования, эксплуатантов транспорта на природном газе и так далее.  Анализ существующего рынка показал, что определенные успехи достигнуты только в секторе автотранспорта, но о заметном развитии водного, железнодорожного, коммунального транспорта, карьерной и промышленной техники, говорить не приходится. Более того, ни в одном государственном документе стратегического планирования нет целевых показателей по производству большинства видов такой техники.

При этом большинство потенциальных потребителей газомоторной техники указывают на очевидную недостаточность заправочной инфраструктуры  в качестве сдерживающего фактора.

По мнению Светланы Воронцовой, в развитие Концепции необходимо принятие комплексной государственной программы производства техники на ГМТ и схемы размещения объектов заправочной инфраструктуры. Только так можно будет достичь целевых показателей развития сектора, включая значительные экономические и экологические эффекты. В мае планируется вынос Концепции на широкое общественное обсуждение, разработка проекта Госпрограммы, в случае получения такого задания, может быть проведена до конца года.

На круглом столе выступили представители компаний, участвующих в рынке ГМТ, в том числе, производителей техники, ее эксплуатантов, производителей СПГ и так далее. Суммируя все выступления, можно  назвать целый ряд факторов, сдерживающих перевод техники на газомоторное топливо:

  • ограниченная номенклатура производства газомоторных автотранспортных средств и отсутствие серийного производства других видов транспортной, карьерной и сельскохозяйственной техники, использующей природный газ в качестве моторного топлива;
  • ограниченные возможности перевода, существующего парка транспортных средств на ГМТ из-за конструктивных особенностей, значительного износа транспортных средств и по другим причинам;
  • высокая стоимость газомоторной техники;
  • недостаточное развитие сети сервисных центров по обслуживанию газомоторных транспортных средств;
  • ограничения существующей нормативно-правовой базы, сдерживающей развитие газозаправочной инфраструктуры;
  • низкая информированность о возможностях и преимуществах природного газа в качестве моторного топлива.

Одним из ключевых барьеров для широкомасштабного распространения ГМТ является недостаточный уровень развития заправочной инфраструктуры и ее нерациональное размещение.

По данным портала АГНКС.com в России насчитывается порядка 600 газонаполнительных станций, количество же криоАЗС, на которых осуществляется заправка техники на СПГ, исчисляется в десятках. Для сравнения, традиционных бензиновых и дизельных заправок – более 25 тыс.

При этом динамика в целом позитивная: количество АГНКС в последние годы растет со среднегодовым темпом, близким к 20%, проблема дефицита инфраструктуры решается, в том числе и благодаря поддержки, позволяющим инвесторам покрыть часть капитальных затрат на строительство метановых заправочных станций.

При текущем уровне цен в 23 руб./м3 и среднеотраслевом объеме пролива в 6 тыс. м3 в сутки с учетом субсидии открытие новой АГНКС может быть экономически эффективным проектом со сроком окупаемости в 9 лет. Цена безубыточности, также с учетом субсидии, оценивается в 17 руб./м3 газа. При этом увеличение численности газомоторного парка позволит повысить объем пролива, что улучшит экономику заправочных станций и сделает подобные проекты еще более привлекательными.

Серьезным сдерживающим фактором является состояние баллонного парка. Планы пополнения автопарка на ГМТ подразумевают ежегодное вовлечения в оборот для их текущей комплектации не менее 250 тыс. газовых баллонов компримированного природного газа (КПГ). Фактически до последнего времени 90 % баллонов КПГ на рынок России завозились по импорту. Назрела острая необходимость в производстве емкостей хранения, танк-контейнеров, топливных баков, другого оборудования. Нужен  срочный завоз в страну технологий, строительство заводов, организация собственного производства современного газобаллонного оборудования.

Также органами государственной власти не решена задача по упрощению процедур внесения изменений в конструкцию транспортного средства при установке газобаллонного оборудования.

По мнению отраслевого сообщества, решение этих проблем можно решить за счет механизмов саморегулирования. Создание СРО в сфере установки и освидетельствования газобаллонного оборудования позволит, с одной стороны, упростить процедуры внесения изменений в конструкцию транспортного средства, а с другой – повысит ответственность пунктов по переоборудованию транспорта за счет внедрения компенсационного фонда и мониторинга баллонов на всех этапах их жизненного цикла. Также представляется целесообразным рассмотреть вопрос создания единой системы цифрового учёта оборота баллонов СУГ, КПГ, СПГ в течение всего жизненного цикла от производства до утилизации.

В части СПГ, потенциальный спрос на него в сегменте газомоторного топлива к 2035 году оценивается в 5,5 млн. тонн, а основная доля приходится на сферу дальнемагистральных коммерческих перевозок. Также перспективно направление карьерной техники, бункеровки морского и речного транспорта.

На внутреннем рынке газомоторное топливо может быть наиболее востребованным в районах, расположенных вдоль основных транспортных магистралей, связывающих производственный Урал и в перспективе Китай с Европейской частью страны и далее с сопредельными странами, а также с основными портовыми узлами.

Производство газомоторного топлива и его реализация – самое маржинальное направление для монетизации инвестпроектов, так как СПГ реализуется по свободной цене.

По итогам мероприятия, комитет будет рекомендовать Правительству РФ:

  • после разработки, рассмотрения и согласования «Концепции развития рынка газомоторного топлива в Российской Федерации на период до 2035 года» придать официальный статус Концепции на уровне акта Правительства Российской Федерации с приложением «дорожной карты» по ее реализации;
  • рассмотреть вопрос о снижении или освобождении от акцизных сборо  природного газа, используемого на внутреннем рынке для производства СПГ, предназначенного для заправки транспорта, бункеровки судов и альтернативной газификации;
  • при формировании бюджета на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов рассмотреть возможности дополнительного финансирования на реализацию программ, связанных с переоборудованием автомобильной техники и развитием заправочной инфраструктуры КПГ и СПГ; 
  • рассмотреть возможность получения льготного беззалогового кредитования по схеме проектного финансирования, используя ресурсы фондов развития для эффективного привлечения малого и среднего бизнеса по развитию малотоннажного производства СПГ и газозаправочной инфраструктуры, при использовании отечественных технологий и оборудования;
  • рассмотреть возможность установления запрета приобретения за счет бюджетных средств пассажирского транспорта общего пользования, работающего на традиционных видах топлива в субъектах Федерации, в которых создана газозаправочная инфраструктура компримированного природного газа.

Целый ряд рекомендаций будет адресован ответственным федеральным органам исполнительной власти, включая Минпромторг, Минэнерго, Минтранс.

Поделиться этой новостью

Добавить комментарий