Газовоз Псков прибыл на КСПГ Портовая за первой партией СПГ

КСПГ «Портовая» начал производство СПГ и готовится отгрузить первую партию криогенного топлива на только-что ошвартовавшийся у борта плавучего хранилища «Портовый» танкер-газовоз «Псков».

LNGnews.RU, 9 сентября 2022г. – О том, что комплекс сжижения природного газа компрессорной станции «Портовая» начал производство СПГ сообщил зампред правления “Газпрома” Виталий Маркелов в ходе Восточного экономического форума еще 6 сентября.

В презентации Маркелова говорилось, что на КСПГ “Портовая” строительно-монтажные работы были завершены, 30 мая на технологические объекты подан газ и обеспечена готовность хранилища, а в августе была запущена первая технологическая линия.

Тогда же г-н Маркелов упомянул, что идет заполнение Портового, который по сути является танкером СПГ, поставленным на стоянку и используемым в качестве плавучего хранилища. Многие СМИ преподнесли это сообщение так, словно речь шла о загрузке газовоза, прибывшего за первой партией СПГ. Однако загрузка товарного СПГ для отправки потребителям еще только предстоит.

Справка LNGnews.RU
Танкер СПГ “Портовый” вместимостью 138 000 м³был приобретён у бельгийской судоходной компании «Exmar Shipmanagement NV».Для выполнения «Портовым» предписанных функций, а также для интеграции танкера в технологическую схему КСПГ “Портовая” и адаптации к суровым зимним условиям Финского залива было проведено дооборудование и снаряжение судна. В ходе работ был усилен корпус, внедрены средства для борьбы с обледенением, модернизированы автоматизированные системы управления, установлены современные системы технологического, коммерческого учёта и качественного анализа газа, а также выполнены многие другие работы.

Прошедшей ночью танкер СПГ «Псков» (IMO № 9630028) типоразмера «Atlanticmax» компании Совкомфлот вместимостью 170,2 тыс.м3, построенный в 2014 году, пришвартовался к левому борту газовоза «Портовый». Теперь, после выполнения необходимых регламентных проверок, газовоз будет готов принять на борт первую партию СПГ.

Согласно источникам LNGnews.RU, собственно торжественное открытие КСПГ Портовая и, возможно, празднование первой отгрузки должны состояться в рамках Петербургского форума. Вероятно, с торжественным дистанционным нажатием большой красной кнопки.

Стоит напомнить, что предшествовало этому волнующему моменту. Начало активной истории КСПГ «Портовая» берет в 2015 году, когда в октябре был объявлен тендер на строительство завода по производству, хранению и отгрузке СПГ в районе КС Портовая. В 2016 году Газпром заключил договор генподряда стоимостью 126,75 млрд руб с НИПИ НГ Петон. В феврале 2017 года Linde Group была выбрана в качестве лицензиара технологического процесса сжижения. Изначальные планы подразумевали, что запуск КСПГ произойдет в 2020 году, потом он был перенесен на 2021 год, затем на 2022 год. И вот, долгожданный момент наступает.

С расширенной подборкой новостей, отражающей историю проекта, можно ознакомиться на портале LNGnews.RU по метке КСПГ Портовая. А о технических деталях проекта, конструктивных особенностях и важных фактах можно узнать, перейдя в раздел СПГ ОбъектыКрупнотоннажные СПГ заводыКСПГ Портовая.

Говоря о непростой судьбе проекта, следует развенчать конспирологические версии о происхождении факела, который горел на СПГ последние месяцы. И западные аналитики из таких агентств как Rystard, и российские деятели высказывали самые разные версии вплоть до сжигания газа, нереализованного в Европе ввиду остановки Северного потока. Такие суждения говорят лишь о весьма смутном представлении аналитиков о технологических процессах сжижения газа и, в целом о СПГ индустрии.

Факел на КСПГ Портовая.
Фото: Rystard Energy

Дело в том, что пусконаладка СПГ производства – процесс не простой и неизбежно сопровождается вынужденными остановами технологических линий. Каждый раз после такого останова процессный газ из большого количества трубопроводов, сепараторов, теплообменников и других емкостей сбрасывается «на свечу», то есть на факел. Кроме того, перед каждым запуском хладагент из холодильного цикла тоже приходится стравливать для обеспечения перепада давления в контуре охлаждения и запуска компрессоров. Плюс не надо забывать, что до отладки главного цикла сжижения проходит весьма внушительный объем ПНР отдельных систем и узлов, часть из которых также сопровождается сбросом газа на свечу. Еще один источник газа на свечу – это концевой газ и газ испарения. когда компрессор отпарн6ого газа не задействован, отпарной газ идет на свечу. С учетом этого вполне простым и понятным становится график сжигания, опубликованный Rystard, имевшего место с июля по август 2022 года.

Здесь также уместно упомянуть, что некоторые обозреватели ошибочно полагают, что первая отгрузка СПГ будет состоять из сжиженного газа, который газовоз Портовый привез в своих танках в ноябре 2021 года, то есть не являющегося продуктом КСПГ «Портовая». Но тут следует иметь ввиду, что большая часть того СПГ уже истрачена на захолаживание контуров сжижения, которое происходит практически перед каждым запуском КСПГ. А таких запусков за 2 месяца пусконаладки было немало. Кроме того, емкость танков газовоза Портовый – 138 тыс м3, а газовоза Псков, который предстоит загрузить – 170,2 тыс.м3.

В заключение, следует сказать, что хотя запуск КСПГ «Портовая» и состоится с опозданием почти в 2 года, однако процесс идет по плану. Учитывая негативные влияния пандемии COVID-19 и санкционное давление, такая задержка, это – результат, заслуживающий уважения. Команда портала LNGnews.RU выражает команде, реализующей проект КСПГ «Портовая», свое восхищение и желает успехов!

Автор: Сергей Леонтьев

LNGnews.Ru

При цитировании или любом ином использовании информации из данной статьи ссылка на LNGnews.RU обязательна (п. 9.3. пользовательского соглашения).

Поделиться этой новостью

Добавить комментарий