Аналитика и обзоры

Кто выиграет от проекта Prelude FLNG стоимостью 17 миллиардов?

Гигантский плавучий завод СПГ Prelude стоимостью 17 миллиардов долларов США компании Shell запускается с опозданием, стоит дорого, экологически грязен и пока – ненадежен. Особое мнение австралийского обозревателя Питера Милна о том, как неудачные инвестиции Shell обернулись ужасной сделкой для Австралии.

Немного предыстории

Плавучий завод Shell Prelude (Прелюдия) у берегов Западной Австралии должен был стать первым из многих проектов, которые освоят труднодоступные запасы газа по всему миру благодаря техническому и управленческому мастерству англо-голландского нефтегазового гиганта Shell. Так, иронизируя, начинает свои многочисленные статьи на тему о Prelude FLNG, австралийское издание BoilingCold.

Несмотря на громкие заявления Shell и сторонников проекта все пошло не так.

Когда в 2017 году 488-метровый гигант прибыл в территориальные воды Австралии, Shell предполагал начать получать доход от его эксплуатации в 2018 году.

Prelude рассчитан на производство 3,6 млн тонн СПГ в год, 1,3 млн тонн конденсата и 0,4 млн тонн СУГ

И хотя во второй половине 2019 года Prelude какое-то время вырабатывал СПГ на экспорт, правда примерно в половину своей номинальной мощности, сейчас он простаивает.

Пришвартованный далеко от побережья Кимберли, он страдает от технических проблем, истощающихся запасов газа и вопросов безопасности несмотря на то, что компания Shell и ее партнеры потратили около 19,3 млрд.долларов США (30,0 млрд. австралийских долларов) по состоянию на конец 2019 года.

Ни Shell, ни ее партнеры, ни Австралия не получили ничего даже близко от того, на что рассчитывали в начале этого гигантского эксперимента.

Перерасход средств, задержки и ненадежная работа означают, что инвесторы Prelude вряд ли когда-либо будут платить Австралии за экспортируемый ими газ, поскольку оплата привязана к прибыли. Подоходный налог, если таковой имеется, будет минимальным.

Объем компонент местного производства, используемых при создании Prelude – незначительный, а вот вклад в выбросы парниковых газов – колоссальный.

Shell избежала публичного освещения капитальных вложений в Prelude, так как не предоставила оценку инвестиций в момент получения разрешения на проект. По ходу строительства обновлений тоже не предоставлялось. Когда в 2018 году исполнительного директора Shell Бена ван Бердена (Ben van Beurden) спросили о стоимости Prelude, он ответил, что «Мы не раскрываем стоимость проектов… и я не хочу делать исключения в данном случае»

Однако, когда в 2011 году принималось окончательное инвестиционное решение по Prelude, тогдашний исполнительный директор Shell по международному бизнесу добычи Малкольм Бриндед (Malcolm Brinded) сказал, что стоимость будет составлять от 3 до 3,5 миллиардов долларов США за миллион тонн производительности СПГ. Таким образом, Бриндед ожидал, что Prelude, который должен производить 3,6 миллиона тонн СПГ в год, будет стоить от 10,8 до 12,6 миллиардов долларов США: в среднем 11,7 миллиардов долларов США.

Распухание стоимости Prelude

Согласно отчетам за 2019 год OPIC Australia Pty Ltd, дочерней компании CPC of Taiwan, которой принадлежит 5% Prelude, стоимость Prelude на сегодняшний день может составлять 19,3 миллиарда долларов.

OPIC сообщила, что ее затраты на строительство «составили 964 миллиона долларов США по состоянию на декабрь 2019 года» при ее доле в 5%. Это означает, что 100% -ная стоимость составляет 19,3 миллиардов долларов США.

Подобная оценка затрат не является однозначной. Различная учетная политика, охватывающая валютные и другие вопросы, предварительные вложения, такие как разведка и предварительное инженерное проектирование, в этой оценке не учитываются. Тем не менее, отчеты OPIC показывают, что оценка затрат в 17 миллиардов долларов (26 миллиардов австралийских долларов) от уважаемой консалтинговой компании Wood Mackenzie, о которой широко сообщалось в прошлом году, была разумной.

Операторы всех других недавних проектов СПГ на шельфе Западной Австралии публиковали как первоначальную, так и окончательную смету. Сравнение с использованием оценки Wood Mackenzie показывает, что 45% перерасхода Prelude ставит его в ту же лигу, что и печально известный проект Gorgon от Chevron.

Перерасходы по проектам СПГ на шельфе Австралии

 Планируемые инвестиции, млрд.долларов СШАПолные фактические инвестиции, млрд.долларов СШАПерерасход
Gorgon LNG37,054,046%
Prelude FLNG11,717,045%
Ichthys LNG34,045,032%
Pluto LNG12,615,724%
Wheatstone LNG29,034,017%

И хотя водоизмещение плавучего завода Prelude, по проекту, должно быть таким-же как у шести больших авианосцев, не ожидалось, что его стоимость будет больше, чем стоимость трех новых австралийских подводных лодок. Следует пояснить, что в мае 2020 года, министерство обороны доложило австралийскому Сенату о существенном увеличении бюджета на новые подлодки. Ситуацию характеризовали как «национальный позор».

67,5% -ная доля Shell в перерасходе средств составляет 3,6 млрд долларов США. Это значительно больше, чем 2 миллиарда, которые Shell предполагала потратить в своем движении к низкоуглеродной энергетике.

Долгий путь к Прелюдии

Prelude – одна из трех попыток Shell реализовать у берегов Австралии технологию плавучего СПГ, которую она начала разрабатывать около 25 лет назад.

Компания Woodside примеряла технологию плавучего СПГ от Shell для месторождения Sunrise в 2001 году. Проект до сих пор не реализован.

Другая попытка той же Woodside – проект Browse, в 2013 году. Проект подразумевал строительство плавучего завода СПГ после того, как рухнули планы по строительству наземного завода на побережье Кимберли. Три года спустя Woodside отказался от проекта стоимостью 40 миллиардов долларов.

В 2011 году Shell обязалась построить плавучий завод по производству СПГ для месторождения Prelude, права на которое в тот момент на 100% принадлежали Shell. Позже она продала 17,5% доли японской Inpex, 10% корейской KOGAS и 5% тайваньской CPC.

При проектировании Prelude FLNG, Shell сотрудничала с подразделениями Technip во Франции и Малайзии. А строительство гигантского судна осуществлялось Samsung на верфи в Корее. Судно Prelude должно было прибыть на месторождение у побережья Кимберли в 2015 году. А первый газ, согласно «Заявлению о воздействии Prelude на окружающую среду» (2009г.), должен был поступить в переработку в 2016 году.

С точки зрения проектирования и строительства, сочетание крупнейшего в мире плавучего сооружения с весьма сложным по конструкции и технологической новизне заводом СПГ было небывалой задачей.

Судно Prelude прибыло в австралийские воды в июле 2017 года – с опозданием на полтора года. Но на этом проблемы не закончились.

В 2019 году президент Prelude Роб Джагер (Rob Jager) сказал в интервью The West Australian:  «Это как морская платформа, плюс связка трубопроводов, плюс береговой завод СПГ, плюс хранилище, плюс инженерные сети, плюс гостиница на 300 человек, плюс порт, и все это на одном судне».

«Его отдельные части сами по себе не так уж сложны, но собрать все это вместе в ограниченном пространстве – вот что, действительно, сложно».

Проблемы с запуском

Prelude отгрузила первую партию СПГ в июне 2019 года, но с тех пор дела шли не очень гладко.

Оказалось, что произведенный СПГ непригоден для некоторых рынков, поскольку он содержит слишком много этана.

Процесс погрузки СПГ с Prelude на танкер-газовоз через жесткие загрузочные рукава, по которым течет жидкий газ с температурой минус 160 градусов при том, что Prelude может вращаться под воздействием ветра и волн вокруг жестко стоящей на якорях башни-турели, а танкер плавает отдельно, оказался сверхсложной задачей.

В январе регулирующий орган по безопасности на море NOPSEMA запретил многие виды типовых работ, проводимых на судне, пока Shell не отладит свои процедуры по критически важной для безопасности изоляции оборудования перед техническим обслуживанием.

Спустя несколько недель проблемная система энергоснабжения с паровым приводом уже не первый раз вышла из строя. Но на этот раз резервный дизельный генератор не включился и такие жизненно важные удобства, как туалеты, перестали работать. Shell быстро эвакуировала часть экипажа.

Несмотря на то, что газотурбинные установки более распространены в морских приложениях и загрязняют окружающую среду в меньшей степени, Shell выбрала в качестве привода электрогенератора и компрессоров основного хладагента паровые турбины из-за их «доказанной высокой надежностью в морских условиях».

Еще семь месяцев спустя, Shell пришлось буквально через неделю после открытия скважин в рамках подготовки к перезапуску завода, снова прекратить отбор газа из-за проблем с газовыми уплотнениями в башне-турели к которой подсоединены все коллекторы с подводного месторождения. Причем, вышли из строя и основное и резервное соединение. Стоимость и сроки восстановления или замены эксперты рисуют самые мрачные.

По состоянию на начало сентября 2020 г. на Prelude, по-прежнему, трудится не полный состав экипажа (официально – ввиду опасений, связанных с пандемией COVID-19), а завод так и не производит СПГ.

Сколько еще продлится затянувшийся пусконаладочный период сказать трудно.

BoilingCold полагает, что проектировщик завода, Technip, все еще не полностью передал компании Shell ответственность за Prelude. Контракт подразумевает передачу ответственности в момент подписания отчета о приемо-сдаточных испытаниях, в течение которых завод должен проработать 72 часа на полной нагрузке, и которые должны продемонстрировать, что Prelude обеспечивает заявленную производительность. До этого момента контрактные обязательства Technip не могут считаться выполненными.

Перерасход бюджета сделал проект Prelude вторым по дороговизне по сравнению со всеми недавними австралийскими морскими проектами СПГ, кроме близлежащего Ichthys.

Затраты на строительство СПГ мощностей

 Полные фактические инвестиции,
млрд.долларов США
Производительность СПГ, 
млн.тонн в год
Удельная стоимость СПГ
доллары США/тонн
Ichthys LNG45,08,95,1
Prelude FLNG17,03,64,7
Wheatstone LNG34,08,93,8
Gorgon LNG54,015,63,5
Pluto LNG15,74,93,2

В 2013 году, отвечая на запрос парламента Западной Австралии, Shell заявила, что плавучий СПГ будет иметь значительную экономическую выгоду по сравнению с наземными австралийскими проектами. Однако в конце 2019 года австралийское подразделение CPC зарегистрировало общие убытки от обесценения в размере 377 млн.долларов США при инвестициях в размере 964 млн долларов США, то есть списание на 39%.

Где газ?

В период между первой отгрузкой в середине 2019 года и остановкой в начале 2020 года Prelude производила СПГ в объемах, составляющих примерно половину проектной мощности. Поздний запуск или медленный выход на полную мощность обычно наносят вред инвесторам двумя способами: больше расходов и меньше доходов.

Проект Prelude страдает от задержки еще и третьим способом: он теряет запасы газа в пользу проекта Ichthys, газ для которого добывается примерно в 20 км к югу. Формально два проекта используют газ с двух разных месторождений, но линия на карте не помеха законам гидродинамики. Соответственно, когда в рамках проекта Ichthys LNG компания Inpex пробурила свои подводные скважины всего в 3,5 км от скважин Prelude, она получила источники газа с высокой производительностью, которая может быть достигнута только вначале, то есть до того, как давление в коллекторе начнет снижаться.

Когда Shell принимала окончательное инвестиционное решение по Prelude, она планировала в последующем задействовать близлежащее месторождение Concerto. Его освоение могло бы решить проблему падающего пластового давления. Однако, позже было решено, что вместо Concerto необходимо разрабатывать месторождение Crux в 160 км и компания намечала принять ОИР в 2020 году. Но потом цены на углеводороды обвалились из-за пандемии и COVID-19 и Shell отложила вопрос. Да и поскольку Prelude неспособен надежно работать на полной мощности, вопрос о дополнительном газе не так актуален.

Разработка проекта плавучего завода, которая длится десятилетие и заняла более 1,6 миллиона часов работы проектировщиков, вряд ли подразумевала такой финал.

Когда в 2011 году Shell приняла инвест.решение по Prelude, председатель Shell в Австралии Энн Пикард (Аnn Pickard) сказала: «Это изменит правила игры в энергетической отрасли». А исполнительный директор Shell Бен ван Берден заявил, что целью Shell было развитие плавучих проектов СПГ по всему миру: «Наш проект может использоваться для широкого ряда газовых месторождений, а наше стратегическое партнерство с Technip и Samsung должно позволить нам тиражировать его в будущих проектах все быстрее».

Нефтегазовая PR-машина набрала предельные обороты. В 2017 году Университет Западной Австралии (UWA) совместно с группой нефтегазового лобби APPEA провел «исследование» под названием FLNG The Floating Phenomenon (FLNG – плавучий феномен).

Во вступительном слове вице-канцлера UWA Даун Фрешуотер (Dawn Freshwater) говорится, что «FLNG остается сильным кандидатом для следующего поколения газовых проектов», и перед Австралией стоит задача «оставаться в авангарде инноваций».

Но Австралия мало участвовала в инновациях Shell в области плавучего СПГ и, тем более – в строительстве гигантского завода Prelude. Стоимость, сроки, низкая надежность Prelude, очень незначительное вовлечение австралийцев в проектирование и строительство должны, наконец, развенчать миф о том, что проблемы с недавними австралийскими проектами СПГ имеют истоки в Австралии.

На самом деле, источником постоянно возникающих проблем были упущения на этапе проектирования, которое выполнялось, в основном, за рубежом, а также проблемы с конструкциями, построенными на азиатских верфях, которые приходится исправлять по прибытии в воды Австралии.

Аналогичный опыт получили и другие австралийские СПГ проекты. Так, исполнительный директор Chevron Джон Уотсон (John Watson) заявил в 2017 году, что его компании следовало бы провести дополнительные инженерные работы и иметь более надежные планы, прежде чем одобрять проект Gorgon в 2009 году. А задержки на Wheatstone компания объяснила поздним прибытием модулей из Малайзии и недостатком инженерной проработки до принятия окончательного инвестиционного решения.

Морские конструкции для Icgthys LNG, прибывшие из Кореи, были буквально переполнены тысячами электрических соединений в опасных зонах, которые могли вызвать смертоносный взрыв.

Один из ветеранов отрасли так охарактеризовал заключительные этапы недавних проектов СПГ заводов: «австралийцам было поручено собрать конструктор Lego из сломанных деталей и деталей доставленных с опозданием, и наполовину без инструкций».

Boiling Cold полагает, что причиной отправки Prelude из Кореи, прежде чем судно было готово, стало стремление поставить галочку в графе внутренней корпоративной отчетности.

Плавучий завод по производству углекислого газа

И хотя Австралия не увидела особых выгод от строительства Prelude, выбросы углерода будут загрязнять ее небо еще десятки лет.

В «Заявлении о воздействии Prelude на окружающую среду», которое Shell выпустила в 2009 году, была приведена оценка, согласно которой, ежегодные выбросы парниковых газов должны быть эквивалентны 2,29 миллионам тонн диоксида углерода. Десять лет спустя Prelude было дозволено поднять выбрасы до 2,72 миллиона тонн CO2-эквивалента в год в соответствии с защитным механизмом, которым управляет Регулирующий орган по чистой энергии (Clean Energy Regulator).

Увеличение допустимых выбросов на 20% по сравнению с обещанным в 2009 году означает, что СПГ от Prelude является вторым по интенсивности выброса углерода заводом среди проектов недавней волны строительства СПГ заводов в Австралии.

Удельные выбросы парниковых газов при производстве СПГ

 Допустимый уровень СО2,
млн.тонн в год
Производительность СПГ, 
млн.тонн в год
Удельные выбросы CO2
тонн CO2/тонн СПГ
Ichthys LNG6,958,90,78
Prelude FLNG2,723,60,76
Gorgon LNG8,348,90,53
Pluto LNG2,394,90,49
Wheatstone LNG4,098,90,46

Часто на начальных этапах, когда проекты СПГ только запускаются, выбросы могут быть высокими в течение нескольких месяцев. Но первоначальные результаты Prelude просто ужасны. Выбросы завода за период с июня 2018 по июнь 2019 года составили 2,3 миллиона тонн парниковых газов при том, что была отгружена только одна (!) партия СПГ.

Более того, во время текущего останова, избыточный газ, который нельзя не отбирать с подводного месторождения сжигается на факеле, что приводит к увеличению выбросов углерода без какой-либо отдачи в виде СПГ вообще.

Согласно «Экологического плана Shell» от 27 сентября 2016 года, сжигание газа на факеле подразумевалось только во время «аварийных ситуаций, остановок и внеплановых отключений». Однако никто не предполагал, что такие остановки станут обычным явлением, а не исключением.

Однако в масштабах мирового бизнеса Shell данные цифры мало на что влияют. Совокупные выбросы углерода нефтегазовым гигантом в 2019 году составили 70 миллионов тонн. Из них на долю Shell в разрешенных выбросах Prelude приходится 1,84 миллиона тонн в год.

Shell, как и все инвесторы в австралийский СПГ, не имеет большого стимула для сокращения выбросов, поскольку федеральное правительство легко поднимает допустимые пределы выбросов в случае их превышения.

Парижское соглашение обязывает Австралию сократить свои выбросы к 2030 году на 26 – 28% по сравнению с уровнем 2005 года. Каждую дополнительную тонну выбросов CO2 с Prelude, в конечном итоге придется компенсировать в других секторах экономики, расходуя средства на подавление выбросов и покупку компенсаций или сокращая экономическую деятельность.

И что же получает Австралия?..

В то время как могучая экономика страны в конечном итоге возьмет на себя бремя выбросов углекислого газа Prelude, самой Австралии при этом, вероятно, достанется совсем немного в виде налогов и совсем ничего в виде платежей за добытый газ. И причина не только в прямых убытках, но и особенностях организации бизнеса.

Например, тайваньское подразделение CPC владеет своей австралийской дочерней компанией OPIC Australia не напрямую, а через компанию, зарегистрированную в известной налоговой гавани, – Панаме. На декабрь 2019 года OPIC Australia задолжала родственным компаниям 1,02 миллиарда долларов, что больше суммы, потраченной на Prelude. Соответственно, выплата процентов по этому долгу уменьшает налог на прибыль компании (если Prelude вообще когда-либо принесет прибыль). Большинство иностранных инвесторов в австралийскую нефтегазовую отрасль используют аналогичные механизмы.

Аналогичным образом, Shell сможет использовать убытки от Prelude FLNG для снижения налогов, которые она платит по другим своим австралийским инвестициям, таким как в проекты North West Shelf, Gorgon и QGC LNG.

Согласно прогнозам г-на Джона Николау (John Nicolaou), главы аналитической компании, нанятой Inpex для составления отчета об экономических последствиях проекта Ichthys, близлежащий к Prelude FLNG проект никогда не будет платить Австралии за добываемый газ.

Prelude с меньшей вероятностью, чем Ichthys, будет платить за свой газ, поскольку налог на ренту с нефтяных ресурсов (Petroleum Resource Rent Tax) для отложенных проектов компенсируется ежегодным увеличением льгот на капитальные затраты.

Возможно, Prelude FLNG сможет в будущем начать надежно работать на полную мощность, но прибыль для всех инвесторов, в лучшем случае если и будет, то будет низкой.

Компания Shell, которая как полагает Boiling Cold, хочет избавиться от высокоуглеродных проектов в своем портфеле, вряд ли сможет продать Prelude. Никакая компания не захочет взять на себя ответственность за такую уникальную и сложную технологию.

Австралия, получив совсем небольшой доход от строительства Prelude и, не имея поставок газа для внутреннего пользования, вряд ли получит финансовую отдачу от Prelude, кроме эксплуатационных расходов и дополнительных затрат где-то в экономике для компенсации выбросов углерода с плавучего завода.

Слово Prelude переводится с английского языка как прелюдия, то есть введение в нечто важное. В Boiling Cold полагают, что проект Prelude компании Shell должен привести Австралию к пониманию того, что не следует полагаться на блестящие обещания сторонников ресурсных проектов.

По материалам обзора Питера Милна (Peter Milne), Boiling Cold, 15.05.2020

Русский текст: Сергей Леонтьев, LNGnews.RU,15.09.2020
При использовании данного текста ссылка на LNGnews.RU обязательна

Поделиться этой новостью

Добавить комментарий

Demo Title

Demo Description


My first Popup

This will close in 20 seconds