Количество проектов космических ракет, использующих многоразовые ступени с метановыми двигателями, продолжает расти. Американская компания Blue Origin совершила первый запуск ракеты-носителя New Glenn, чья первая ступень использует СПГ в качестве топлива.
LNGnews.RU, 16 января 2025г. – 16 января 2025 года в 2:03 EST компания Blue Origin, основанная в 2000 году американским бизнесменом Джеффом Безосом, совершила исторический первый запуск ракеты-носителя New Glenn с выводом полезной нагрузки на орбиту.
Хотя основная цель миссии NG-1 была достигнута – ракета успешно вывела на орбиту экспериментальный аппарат Blue Ring Pathfinder – первая ступень, получившая название “So You’re Telling Me There’s a Chance”, была потеряна во время спуска. По предварительным данным, потеря ступени произошла на финальном этапе снижения при попытке посадки на баржу.
Справка LNgnews.RU
Основные характеристики СПГ ракеты New Glenn:
– Высота: 98 м
– Диаметр: 7 м
– Первый полёт: 16 января 2025
– Грузоподъёмность при выходе на низкую околоземную орбиту: 45 т
– Грузоподъёмность при выходе на геопереходную орбиту: 7+ т
Характеристики первой ступени:
– Высота: 57 м
– Двигатели: 7 × BE-4
– Топливо: метан + кислород
– Суммарная тяга: 1700+ т
– Многоразовость: до 25 полётов
Характеристики первой ступени:
– Двигатели: 2 × BE-3U
– Топливо: водород + LOX
– Суммарная тяга: 145 т
– Удельный импульс: 445 с
Blue Ring Pathfinder представляет собой прототип многоцелевого орбитального буксира, предназначенного для обслуживания спутников на различных орбитах. В его задачи входит отработка технологий дозаправки, изменения орбиты и обслуживания космических аппаратов. Успешное развертывание этого аппарата открывает путь к созданию полноценной орбитальной инфраструктуры обслуживания, что критически важно для будущих лунных миссий Blue Origin в рамках программы Artemis и развертывания спутниковых группировок для таких клиентов как Amazon’s Project Kuiper и AST SpaceMobile.
Этот результат, хотя и не идеальный, соответствует опыту других компаний в освоении технологии возвращаемых ступеней – достаточно вспомнить первые попытки посадок Falcon 9.
В современной космической индустрии наблюдается значительный сдвиг в сторону использования сжиженного природного газа (СПГ) в качестве ракетного топлива. Этот тренд подтверждается разработкой компанией Blue Origin двигателя BE-4, способного развивать тягу более 240 тонн при использовании метан-кислородной топливной пары.
Стоит напомнить преимущества метана как ракетного топлива. Его технические достоинства включают:
– Более высокий удельный импульс по сравнению с керосином;
– Отсутствие образования сажи в камере сгорания, что важно при многократном использовании ракетных двигателей;
– Значительно упрощённое техническое обслуживание;
– Возможность многократного использования, как заявляется компанией Blue Origin – до 25 полётов без капитального ремонта;
– Более высокая плотность по сравнению с водородом
– Меньшие требования к температурному режиму по сравнению с водородом
– Экономическая эффективность при многоразовом использовании

Однако во второй ступени, которая функционирует за пределами атмосферы, компания Blue Origin использует двигатели на водороде. Это связано с тем, что водород имеет более высокий показатель максимального удельного импульса (445 секунд в вакууме) и, соответственно обеспечивает высокую эффективность в космическом пространстве
Однако водород обладает и серьезные недостатки:
– Крайне низкая плотность
– Проникновение через материалы конструкции
– Водородное охрупчивание металлов
– Сложность в хранении и транспортировке
– Высокие требования к криогенным системам
Поэтому в компании Blue Origin сочли, что для первой ступени СПГ – оптимальный компромисс:
– Средний показатель удельного импульса между керосином и водородом
– Более высокая плотность чем у водорода
– Отсутствие проблем с материалами конструкции
– Простота в обслуживании и эксплуатации
На примере ракеты New Glenn демонстрируется оптимальное использование разных видов топлива:
– Первая ступень: метан-кислородные двигатели BE-4 для эффективного старта и возможности многоразового использования
– Вторая ступень: водород-кислородные двигатели BE-3U для максимальной эффективности в космосе
Развитие метановых двигателей открывает новые возможности для космической индустрии:
– Снижение стоимости запусков через многоразовое использование
– Упрощение логистики и наземной инфраструктуры
– Повышение надёжности и безопасности пусков
– Развитие технологий для будущих межпланетных миссий
В заключение необходимо отметить, что в последние годы наблюдается активное развитие ракет на метановых двигателях. В мировой прессе, освещая события в этой сфере используют термин «метановая гонка».
Первое место в гонке за первый вывод на орбиту полезной нагрузки с помощью ракеты-носителя, оснащенной метановыми двигателями, завоевала частная китайская компания LandSpace еще в 2023 году (подробности в материале «Китайская Zhuque-2 побеждает в гонках метановых ракет». LNGnews.RU, 12.07.2023г.). Вторым стал проект американской компании United Launch Alliance (СП Boeing и Lockheed Martin) с ракетой, состоящей из первой ступени Vulcan и второй ступени Centaur. Теперь на третье место взобралась компания Blue Origin. Что касается проекта SpaceX, первый орбитальный полет, скорее всего, произойдет в 2025 году.
В таблице ниже приведен статус метановой космической гонки по состоянию на январь 2025 года.
Наименование ракеты-носителя | Компания | Год первого пробного полета | Тяга, тонн силы | Полезная нагрузка на низкую орбиту, тонн | Год первого вывода груза на орбиту |
---|---|---|---|---|---|
Чжуцюэ-2 (Zhuque-2, ZQ-2) | LandSpace, Китай | 2022 (закончился неудачно) | 270 | 6,0 | 2023 |
Terran 1 | Relativity Space, США | 2023 (закончился неудачно) | 94 | 1,25 | Проект закрыт |
Vulcan (Centaur) | United Launch Alliance (ULA), США | 2024 | 498 | 27,2 | 2024 |
New Glenn | Blue Origin, США | 2025 | 1700 | 45 | 2025, 16 января |
Super Heavy (Starship) | SpaceX, США | 2023 | 7590 | 150 | 2025 (план) |
Zhongguo hang tian (предварительное название) | Шанхайская академия космических технологий, Китай | 2024 | 210 | 6,5 | 2025 (план) |
Zero | Interstellar Technologies, Япония | 2025 (план) | 117 | 0,8 | 2025 (план) |
К сожалению, проект российской ракеты-носителя Амур СПГ, пока никак не может поучаствовать в этой гонке. Ожидается, что технический проект будет полностью готов к середине 2025 года, после чего начнутся опытно-конструкторские работы, а первый пуск возможен не ране 2030 года.
Следить за развитием проекта российской многоразовой метановой ракеты можно на портале LNGnews.RU, читая расширенную подборку новостей под меткой Амур-СПГ.
В заключение можно отметить тот интересный факт, что первенство в развитии современных космических систем в части метановых двигателей и ракет держат частные, а не государственные компании. И кто знает, возможно уже в ближайшие годы СПГ в качестве космического топлива обгонит по уровню потребления СПГ как топлива на автотранспорте.
С главными новостями, касающиеся этой темы, можно ознакомиться на портале LNGnews.RU, читая расширенную подборку под меткой Космос.
Автор: Сергей Леонтьев
При цитировании или любом ином использовании информации из данной статьи ссылка на LNGnews.RU обязательна (п. 9.3. пользовательского соглашения).
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться