Москва. 25 мая. INTERFAX.RU – Компания “НОВАТЭК” начала предпроектные работы по строительству завода по сжижению природного газа (СПГ) мощностью 5 млн тонн по российской технологии, сообщил председатель правления Леонид Михельсон журналистам в Тюмени в среду.
“Сейчас будем делать проект (…), чтобы на ОГТ (основания гравитационного типа – ИФ), которые мы производим в Мурманске, разместить две линии. Чтобы это производство было 5 млн тонн. Начали предпроектные работы. Вот это будет все сделано на российском оборудовании”, – сказал Михельсон
Он отметил, что компания уже опробовала собственную технологию сжижения “Арктический каскад”, в настоящее время она работает. “Сделали опытно-промышленную установку, небольшую, чуть меньше 1 млн тонн производство СПГ. Но головной боли много получили – где-то на год, но она сейчас работает, полностью сделанная на российском оборудовании”, – сказал Михельсон.
Как сообщалось, в рамках предприятия “Обский СПГ” планировалось построить завод по сжижению природного газа на 5 млн тонн в год по собственной технологии “НОВАТЭКа” – “Арктический каскад”. Однако после того, как в процессе запуска 4-й очереди “Ямал СПГ” обнаружились проблемы с технологией, в СМИ появилась информация о том, что на базе “Обского СПГ” может быть реализован газохимический комплекс, а не СПГ-завод.
Источник: ИнтерФакс
На обложке: Председатель правления ПАО «НОВАТЭК» Леонид Михельсон и губернатор Тюменской области Александр Моор на открытии первой очереди научно-технического центра в Тюмени. Фото: Tmn Sm news
Первоначальная конфигурация завода Обский СПГ подразумевала сооружение двух линий по 2,5 Мт/год близ Сабетты. В марте 2020 года были уже заключены договора на поставку 6 компрессорных агрегатов основного хладагента (2 линии по 3 агрегата). Компрессоры изготавливала ГМС груп, а ГТУ мощностью 32 МВт были заказаны Siemens Energy.
В 2021 году оба контракта были анулированы, а Новатэк решил строить Обский ГХК, отложив идею СПГ на неопределенное время.
Теперь, речь снова идет о той-же или похожей конфигурации, но не на берегу, а на ОГТ. Единственным вопросом остается кто поставит ГТУ.
Можно было бы говорить о Ладоге-32, но надо понимать, что она локализована не на 100% и ее сердцевину этой ГТУ составляет по-прежнему Frame-5 от Nuovo Pignone, ныне – Baker Hughes. Это означает, что остается серьезный риск блокирования проекта со стороны американо-итальянской компании.
Какие альтернативы? Пермская ГТУ-32П на базе модфикации Д-30? Но она очень далека от реализации, да и, по мнению многих специалистов, не жизнеспособна. Есть еще перспектива использовать ГТУ, которую пермские моторостроители намерены создать на базе проектируемого двигателя ПД-32. Однако, эта перспектива еще более туманна и далека.
Можно было бы использовать 6 ГТУ Ладога-32, предназначенных для какого-то другого проекта или собрать новые, найдя пути обхода санкций. Но риски в части запчастей и обслуживания сохраняются.
А можно переключиться на электроприводные агрегаты, запитав их либо от парогазовой ГТЭС, например на базе пермской ГТУ-25П, или от возобновляемых источников, или их комбинации.
Будем следить за ходом начавшихся препроектных работ, о которых сообщил Михельсон.
https://lngnews.ru/tag/obskij-spg/