Амур-СПГ может взлететь в 2025 году. А может и не взлететь…

Роскосмос заявил, что пуск ракеты «Амур-СПГ» с возвращаемой первой ступенью и метановым двигателем может состояться уже в 2025 году.

Выступая на форуме «Космостарт», исполнительный директор госкорпорации по перспективным программам и науке Александр Блошенко отметил, что параллельно с реализацией проекта ракеты-носителя ведутся работы по созданию двигателя для этой ракеты.

«Это отдельный контракт с воронежским конструкторским предприятием „КБ Химавтоматики“ и полет может быть выполнен на горизонте 2025−2026 гг.», — цитирует Блошенко ФАН.

Как уже сообщалось в LNGnews.RU, ракета-носитель “Амур-СПГ” получит взлетную массу около 360 тонн, высота ракеты будет достигать 55 метров, диаметр составит 4,1 метра. Носитель будет иметь возвращаемую первую ступень и вторую однократного использования, обе будут оснащаться метановыми двигателями. С возвращаемой ступенью “Амур” будет способен выводить на низкую околоземную орбиту до 10,5 тонн полезного груза, против 8,5 у ракет серии “Союз-2”. В одноразовом варианте “Амур” поднимет на туже орбиту уже 12,5 тонн.

Настораживает, что Блошенеко упомянул отдельный контракт с КБ Химавтоматики, но не уточнил заключен ли этот контракт на данный момент. Не упомянул он так же и какой именно двигатель планируется использовать. Дело в том, что в воронежском КБ работы по метановым двигателям ведутся уже более 20 лет. Но огневые испытания опытных образцов до сих пор не проводились ввиду отсутствия таковых.

Летом 2020 года был испытан газогенератор метанового двигателя РД0177. Его проектирование было начато в 2016 году. Главный конструктор АО КБХА Виктор Дмитриевич Горохов сообщал в официальном пресс релизе 3 июня 2020 года «…Итоги испытаний и полученные результаты дали очевидное понимание наилучшей конструкции газогенератора, которую следует использовать в создаваемом двигателе. Следующим этапом работ, к которому мы уже приступили и планируем выполнить в ближайшее время, является отработка еще одного ключевого агрегата – камеры сгорания. После этого можно будет переходить уже к изготовлению и сборке опытного образца кислородно-метанового двигателя РД0177».

Почему так медленно? Срок в 5-6 лет для создания работоспособного двигателя на базе существующего задела вполне реалистичен, если… Вот, что в 2018 году глава НПО “Энергомаш” Игорь Арбузов говорил о другом метаново-кислородном ракетном двигателе РД-169: “Я думаю, что в течение пяти-шести лет можно выйти на создание такого носителя, если решение будет принято госкорпорацией Роскосмос”.

Но, во-первых, решение – решением, а деньги – деньгами. А во-вторых, да, можно зафиксировать слова Блошенко и считать, что решение принято, но как можно говорить о заказе на двигатели до окончания хотя бы эскизного проектирования?

Кстати эскизный проект на Амур-СПГ, если сроки по сентябрьскому тендеру будут выдержаны [ подробнее ], должен быть готов 21 декабря 2020 года. В принципе, на основе этого документа уже должно быть ясно какие двигатели нужно заказывать и, соответственно, проводить тендер или заключать контракт. Но смущает тот факт, что по результатам эскизного проектирования, Роскосмос планирует лишь определить «перспективные направления развития технологий в создании комплекса» (цитата из тендерной документации). А сколько он будет этим заниматься «науке неизвестно».

Складывается впечатление, что Роскосмос вкладывает средства в проработку “перспективных направлений развития”, а воронежские двигателестроители параллельно пытаются разрабатывать новые технологии для этих самых “направлений развития” без должного финансирования. Очевидно, что именно ввиду недостатка финансирования, российского метанового двигателя до сих пор нет в металле.

Так или иначе, до 21 декабря осталось совсем немного времени. LNGnews.RU продолжает следить за развитием событий и информировать своих подписчиков.

Автор: Сергей Леонтьев

Поделиться этой новостью

Добавить комментарий