Александр Климентьев.
Журнал “Нефть и капитал” №12 декабрь 2020
2020 год стал годом потрясений для экономики и населения мира. Естественно, эти потрясения не могли не коснуться мировой нефтегазовой отрасли: ценовые войны, политический шантаж и снижение спроса в результате эпидемии COVID-19 определили интенсивную борьбу за потребителя. В этом году был принят ряд стратегических документов, формирующих долгосрочные цели развития нефтегазовой отрасли: Энергетическая стратегия России до 2035 года, Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года.
В материале «Апрельские тезисы российского СПГ» («НиК» №5, 2019) были сформулированы пять основных целей, которые определили развитие российской отрасли СПГ в 2019–2020 годах:
1. Цель российской отрасли СПГ — производить более 140 млн тонн сырья в год.
2. В долгосрочном периоде до 70% СПГ будет экспортироваться в обход федерального закона «Об экспорте газа» по исключениям из него. ФЗ «Об экспорте газа» стал тормозом развития отрасли, а не инструментом «максимизации газовой ренты».
3. НОВАТЭК — новая газовая монополия в Арктике.
4. Российский СПГ не конкурирует с российским трубопроводным газом.
5. Успешная экспортная стратегия для российского газа лежит через создание газовых хабов и участие в неценовой конкуренции.
Российские проекты СПГ набирают силу и громко заявляют о себе не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. По итогам последних двух лет можно выделить значимые события и направления для отрасли, среди которых законодательное обеспечение свободного экспорта СПГ для НОВАТЭКа, новая волна заявленных проектов, проверка рынком теории о том, что российский СПГ не является конкурентом российскому же трубопроводному газу, а также рост активности развития малотоннажного СПГ и его ориентация на внутренний рынок.
Новые проекты СПГ-производства в России
Владелец проекта | Мощность | Расположение | Статус |
---|---|---|---|
ПАО «ЯТЭК» | 2 х 6,4 млн тонн | Порт Аян, Хабаровский край | Предварительное ТЭО |
ПАО «НК «Роснефть» | 3 млн тонн | Таймыр | Замысел |
«Дальневосточный СПГ» | 6,2 млн тонн | Де-Кастри, Хабаровский край | Проектирование |
НОВАТЭК — новый монополист
Монополия на экспорт газа, включая СПГ, была введена в 2006 году Федеральным законом «Об экспорте газа» в период ожиданий глобального роста цен на нефть и газ. В качестве обоснования использовался тезис о необходимости получения максимальных поступлений в бюджет от экспортных поставок газа. Однако сланцевая революция в США и энергетическая трансформация в мире привели к снижению и высокой волатильности мировых цен на энергоносители.
В результате изменений в ФЗ «Об экспорте газа», внесенных в 2013 году, право экспорта СПГ было предоставлено пользователям на участках недр федерального значения, лицензия на пользование недрами которых по состоянию на 1 января 2013 года предусматривает строительство завода по производству природного газа в сжиженном состоянии или направление добытого природного газа в газообразном состоянии на завод для сжижения.
Таким образом, право экспорта было привязано к участкам недр, которые удовлетворяют некоторым дополнительным условиям. Проекты «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ — 2» компании НОВАТЭК используют в качестве сырьевой базы месторождения, позволяющие экспортировать СПГ без участия «Газпрома».
Подобное исключение позволило НОВАТЭКу привлечь инвесторов и определить производство СПГ в качестве ключевого стратегического направления развития компании.
«Газпром» vs СПГ — изменение поставок газа в Европу
Итого по Европе | «Газпром», млрд м3 | СПГ Россия, млн тонн | СПГ США, млн тонн | СПГ прочие, млн тонн |
2019 к 2018 | –1,99 | 10,65 | 10,00 | 16,43 |
2018 к 2017 | 8,6 | 4,29 | 0,88 | –2,36 |
Экспорт газа из России и общие поставки СПГ на европейский рынок
Но ограничение экспорта становится сдерживающим фактором для развития российских производителей СПГ. По причине экспортной монополии не реализованы проекты «СПГ Горская», «Печора СПГ», ничем не закончилось стремление OMV построить СПГ-завод на Черном море, тормозятся проекты в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
Поэтому вполне ожидаемо начало обсуждения изменений условий экспорта СПГ, которые позволяют расширить возможности экспортировать СПГ без участия ПАО «Газпром».
В 2020 году произошли революционные изменения в режиме экспорта газа из России. НОВАТЭК решил стратегическую задачу получения безусловного разрешения на экспорт СПГ. Фактически в Федеральный закон «Об экспорте газа» внесено юридическое определение НОВАТЭКа. Подобный закон я называю «рука Михельсона». Как рука Мидаса превращает предметы в золото, «рука Михельсона» превращает любой участок недр федерального значения в месторождение газа, с которого возможно поставлять СПГ на экспорт. Новые возможности открывают для НОВАТЭКа большие перспективы по поглощению независимых проектов вроде «Печоры СПГ».
Для реализации проекта «Ямал СПГ» были разработаны и внедрены специальные меры налоговой и административной поддержки. Льготный режим налогообложения очень часто ставят в укор «Ямалу СПГ». Принятие Федерального закона от 13.07.2020 N193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» обеспечивает практически каждому промышленному проекту аналогичный уровень налоговой поддержки, что гарантирует равные условия ведения бизнеса всем налоговым резидентам России, а не только НОВАТЭКу.
По мере роста производства СПГ в России и его доли в общем экспорте газа необходимо рассматривать поэтапное сближение условий налогообложения. Это касается прежде всего экспортной газовой пошлины. Для этого необходимо определить показатели, на основании которых будет обеспечиваться справедливое исчисление пошлины, в том числе для выравнивания условий экспорта газа из России. В качестве показателей может использоваться доля на рынке отдельных стран или объем экспорта в физическом выражении.
Например, с целью обеспечения равных возможностей экспортной пошлиной целесообразно облагать поставки СПГ, которые превышают долю на рынке трубопроводного газа. Исключения можно сделать для рынков, на которых доля сетевого газа менее 10%.
Подобные меры простимулируют выход на новые рынки российского СПГ, обеспечивая диверсификацию поставок, и снизят навес российского газа над отдельными рынками, исключая влияние антимонопольных органов.
Новая волна
История успеха СПГ-проектов НОВАТЭКа привела к повышенному вниманию к отрасли со стороны нефтегазовых компаний и инвестиционного капитала. В результате в Энергостратегии-2035 определен потенциал производства СПГ в России в объеме 140 млн тонн, а в 2020 году заявлены к реализации несколько новых СПГ-проектов в Арктике и на Дальнем Востоке.
Одним из критериев успешности бизнес-проекта является появление аналогов и копий. Решения и модели управления проектом «Ямал СПГ», его коммерческий успех привели к появлению подражателей. Американский проект Qilak LNG (планируемая мощность первой линии — 4 млн тонн) фактически полностью повторяет решения «Ямала СПГ», включая использование газовозов и терминалов для перевалки сжиженного газа.
Схема проекта Qilak LNG
Проект Qilak LNG принадлежит Lloyds Energy. Эта же компания заявляла об интересе к участию в проекте «Печора СПГ». Фактически можно говорить о модели создания второй компании, которая определила Арктику в качестве своего ключевого региона для развития СПГ-бизнеса.
Канадский поселок Тактояктук может стать местом очередного арктического СПГ-проекта. Его конфигурация предполагает размещение производства на платформах, располагаемых на расстоянии 20 км от берега. Потенциальная мощность проекта определена в 4 млн тонн СПГ в год. Для его реализации также могут использоваться платформы, производимые в Мурманской области.
С одной стороны, появление новых производителей СПГ в Арктике увеличивает конкуренцию с российскими проектами, но с другой стороны, открывает новые возможности для российской инфраструктуры СПГ. Газ, производимый в Арктической зоне США и Канады, может использовать терминал по перевалке СПГ на Камчатке для перегрузки с газовозов ледового класса на конвенциональные газовозы. Это позволит терминалу стать полноценным центром торговли СПГ в Азии, получить доход от операций перевалки. Для реализации этого потенциала необходимо разработать нормативное регулирование торговли газом на терминале, включая режим доступа третьих лиц, обеспечить рациональный таможенный учет и налогообложение для обеспечения возможности ведения торговли зарубежным трейдерам на российском терминале.
Стоит отметить, что в борьбе с проектами «новой волны» поставщики газа и транзитные страны все чаще используют элементы манипуляции и попытки перераспределения долей рынка нерыночными методами в пользу национальных монополий. Политизация экспортных проектов все чаще выступает в качестве элемента нечестной конкуренции.
Например, Польша и Украина злоупотребляют доминирующим положением при транспортировке газа. Наиболее ярко это выражено в случае Польши, когда открыто заявляется о вытеснении российского газа в пользу национальной PGNiG.
Американский СПГ активно продвигается под торговой маркой «молекулы свободы». В условиях падения цен на газ были отмечены многочисленные отказы от приобретения американского СПГ. При этом покупатели газа оплачивали в полном объеме толлинговые платежи, то есть несли денежные издержки. Для американских СПГ-проектов второй волны развивается новый маркетинговый тезис о роли американского СПГ: теперь это не только «молекулы свободы» для Польши, но и балансирующий поставщик для всего мира, на котором висит груз ответственности за борьбу против рыночных сговоров.
Конкуренция трубного газа и СПГ. Миф или реальная угроза?
В 2018 и 2019 годах объемы продаж природного газа из Российской Федерации продолжили совокупный рост на европейском рынке.
Структура продаж ПАО «Газпром» на европейском рынке в зависимости от производителя
История взаимосуществования «Газпрома» и СПГ в Европе началась задолго до момента запуска российских арктических СПГ-проектов. Только 3 раза в течение последнего десятилетия поставки СПГ в Европу имели большие относительные значения (в базисе 2009 года), чем поставки «Газпрома».
Поставки российского СПГ в Европу начались в благоприятный момент роста спроса на ресурс. В конкурентной борьбе с другими поставщиками сжиженного газа российский СПГ имеет хорошие позиции, что позволяет вытеснять конкурентов из третьих стран с европейского рынка.
Это, наверное, один из немногих примеров, когда российская газовая отрасль находится на одной волне с мировыми отраслевыми тенденциями.
Однако следует принимать во внимание, что компании группы «Газпром» не только поставляют газ в Европу из России, но и осуществляют операции по поставке газа из третьих стран
Максимального объема такие поставки газа достигли в 2016 году (49 млрд м3) и составили 21,5% общих поставок «Газпрома» в Европу. Именно газ из этих источников больше всего пострадал от падения спроса и перепроизводства СПГ в 2019 году — их доля снизилась до 14,5% общих поставок компании, или до 33,6 млрд м3.
В 2020 году в кризисных условиях тезис об отсутствии конкуренции между российским СПГ и газом «Газпрома» проходит испытание на рынке с перепроизводством.
Несмотря на падение цены и продолжающийся рост предложения на европейском рынке, опять и снова глава «Газпрома» Алексей Миллер отвечает всем, что на поставки российского трубопроводного газа в Европу не могут повлиять поставки российского СПГ.
Для конкуренции с сетевым газом на рынке Европы отечественному сжиженному газу надо пройти испытание конкуренцией с СПГ других производителей. И только избранные победители будут конкурировать с трубопроводным газом из России.
При этом возможно повышение синергии между СПГ и трубопроводным газом, вплоть до того, что трубопроводный газ из России под зонтиком СПГ может переждать флуктуации рыночных колебаний.
Среднетоннажный СПГ: шаг вперед, два шага назад
В начале 2019 года был запущен первый российский среднетоннажный завод в Высоцке.
В 2019 году планировался запуск еще двух среднетоннажных заводов: КС «Портовая» в Ленинградской области и четвертой линии «Ямала СПГ» в Сабетте.
Тем не менее этого не произошло, сроки запуска заводов существенно сдвигаются: для проекта КС «Портовая» на 2 года, а для «Ямала СПГ» на 1 год.
Причины задержки запуска проекта КС «Портовая» официально не были озвучены владельцем проекта ПАО «Газпром». Хотя выбранное место расположения характеризуется хорошей транспортной доступностью, возможностью привлечения строительной техники и квалифицированного персонала, технология LIMUM3 компании Linde является проверенной, а терминал отгрузки СПГ позволяет принимать крупнотоннажные газовозы, срок ввода КС «Портовая» в очередной раз перенесен. Задержка с запуском производства составляет более двух лет.
Первоначальная идея этого проекта заключалась в реализации единого комплекса газоснабжения Калининграда с использованием плавучей регазификационной установки и собственного завода СПГ.
В июле 2019 года, через 6 месяцев после прибытия в Калининград FSRU (Floating Storage Regasification Unit — плавучее хранилище сжиженного природного газа, оснащенное судовой регазификационной установкой), «Маршал Василевский» ушел на работу в режиме газового хранилища в Роттердам, а затем стал использоваться в качестве газовоза, в том числе для поставки газа из Северной Америки в Европу.
Созданная инфраструктура применения СПГ позволяет в случае угрозы газоснабжения Калининградской области оперативно вернуть FSRU. Однако «Маршал Василевский» не в полном объеме использует свой потенциал, в том числе в качестве регионального газового хаба и центра поставки СПГ в Польшу и Прибалтику, составляя конкуренцию FSRU «Независимость» (Литва) и терминалу в Свиноуйсьце (Польша).
В итоге «Маршал Василевский» был переведен в режим работы газовоза, осуществляя поставки СПГ с заводов по всему миру.
Причины переноса запуска четвертой линии «Ямала СПГ» совершенно иные — от ошибок проектирования до рыночной ситуации.
Собственная технология сжижения газа «Арктический каскад» — чрезвычайно важный для НОВАТЭКа проект. При запуске технологии НОВАТЭК не только становится в один ряд с Shell, но и демонстрирует свою независимость от технологий сжижения сторонних компаний. Собственная технология производства СПГ практически становится фактором долгосрочной выживаемости компании. С ее использованием НОВАТЭК планирует реализовать в Сабетте собственный brownfield-проект «Обский СПГ».
Очень может быть, что компания не торопится с запуском по причине необходимости безупречного запуска и работы пилотной линии.
Региональный малотоннажный СПГ:
берите сколько хотите
Развитие малотоннажного СПГ шло в основном с ориентацией на экспортные поставки.
В последние годы большое внимание компании начинают уделять внутреннему рынку и региональным заводам. В течение 2020 года запущено 3 СПГ-про-екта: СПГ-установка в Магнитогорске мощностью 45 тыс. тонн в год (ПАО «НОВАТЭК»); началась реализация проекта Михеевского ГОК по переводу 12 карьерных самосвалов (186 тонн) на СПГ, включающего собственную установку производства СПГ мощностью 4 тыс. тонн в год («Русская медная компания»); запущена вторая линия по производству СПГ в Якутии (ООО «СПГ»).
В 2020 году НОВАТЭК запустил производство в Магнитогорске как элемент сухопутного транспортного коридора с возможностью использования СПГ для автотранспорта от завода «Криогаз Высоцк» в Ленинградской области до Челябинской области.
Многие СПГ-проекты готовы выступать в качестве поставщиков газа на экспорт, но реализацию потенциала малотоннажного СПГ сдерживает дуополия экспорта со стороны «Газпрома» и НОВАТЭКа. Хотя на монгольском рынке уже конкурируют якутский «СиТЭК» и кузбасская компания «Сибирь-Энерго».
На СПГ-карте России появляется новый центр потребления на карьерной технике: Михеевский ГОК переводит технику на СПГ. В контур проекта входит малотоннажная установка производительностью около 4 тыс. тонн в год. Поставщиком выступает компания НТЛ (Верхняя Салда). Аналогичная установка эксплуатируется на Московском газоперерабатывающем заводе.
Дальний Восток славится множеством планов по производству малотоннажного СПГ. Напомню, что только в Якутии заявлены проекты общей установленной мощностью около 2 млн тонн.
Приморье решило не отставать.
Одной из идей применения СПГ в Приморье было использование в качестве ГМТ при транспортировке жидкого гелия с Амурского ГПЗ до терминала перевалки гелия во Владивостоке. Для обеспечения поставок гелия закуплены грузовики на СПГ и создается сеть из криоАЗС и малотоннажных заводов вдоль трассы от Сковородино до Владивостока.
В 2020 году появился целый ряд региональных малотоннажных СПГ-проектов:
• проект СПГ в Буденновске (более 50 тыс. тонн в год);
• Дальний Восток (Уссурийск — 98 тыс. тонн в год, Большой Камень — 72 тыс. тонн в год, Надеждинский район — 13,5 тыс. тонн в год);
• Белгородская область, ТОСЭР «Губкин» (52 тыс. тонн в год);
• очередной малотоннажный проект в Якутии мощностью 80 тыс. тонн в год с участием АО «Атомэнергомаш»;
• производство СПГ мощностью до 4 тыс. тонн в год на площадке гелиевого хаба во Владивостоке.
В материале сохранены оригинальные орфография и пунктуация.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться