Эксперты предрекают годовую задержку выполнения дорожной карты по газификации Камчатского края с использованием СПГ. Но что мешает Газпрому объявить о заключении хотя бы формального «договора о поставках СПГ с проекта “Сахалин-2”, для целей газификации потребителей Камчатского края»?
LNGnews.RU, 28 апреля 2024г. – На уходящей неделе российские СМИ цитировали мнение директора Института энергетики и финансов Алексея Белогорьева о том, что сроки ввода в строй «инфраструктуры, необходимой для функционирования приема сжиженного природного газа в бухте Раковая Авачинской губы» сдвинутся на 2026 год.
Телеграм-канал «SakhalinOneTwo» отмечает «…Основная проблема в источнике газа. Планировался СПГ, 400-500 млн кубометров (после регазификации) в год с Арктик СПГ-2 или Сахалин-2. Однако у “Новатэка” из-за санкций нехватка газовозов. Весь газ сахалинского проекта по выгодным ценам продаётся за рубеж».
Стоит напомнить, что на самом деле в Распоряжении Правительства от 9 августа 2023 г. № 2148-р речь идет поставках СПГ только с проекта Сахалин-2, а вот сроки ввода, действительно были намечены на 2025 год.
Портал LNGnews.RU подготовил сводную таблицу с пунктами из дорожной карты, которые должны быть выполнены к данному моменту.
Номер и содержание пункта | Срок | Ответственные |
---|---|---|
1. Заключение договора о поставках сжиженного природного газа, добываемого в рамках проекта “Сахалин-2”, для целей газификации потребителей Камчатского края | I квартал 2024 г. | ПАО «Газпром» |
2. Внесение изменений в Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории РФ | I квартал 2024 г. | Минэнерго, Минэкономразвития, ФАС, ПАО «Газпром» |
4. Определение источников финансирования для компенсации разницы между экономически обоснованной ценой на газ производимый с применением технологии по сжижению газа его транспортировки и регазификации реализуемый для нужд потребителей Камчатского края и регулируемой оптовой ценой устанавливаемой ФАС России для потребителей Камчатского края | IV квартал 2023 г. | Минэнерго, Минэкономразвития, ФАС, Правительство Камчатского края. |
5. Разработка и направление в Росморречфлот инвестиционной декларации по объекту “Регазификационный комплекс сжиженного природного газа в Камчатском крае” | III квартал 2023 г. | ПАО «Новатэк», Правительство Камчатского края, АО «Каминжиниринг» |
6. Подготовка предложений по включению регазификационного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае в документы стратегического планирования Российской Федерации. | III квартал 2023 г. | Минтранс, Минэкономразвития, Росморречфлот, Правительство Камчатского края, ПАО «Новатэк», Минэнерго, ФГУП «Росморпорт». |
8. Подготовка и направление в службу капитана морского порта Петропавловск-Камчатский комплекта материалов, необходимого для подготовки проекта распоряжения Правительства Российской Федерации об изменении границ морского порта Петропавловск-Камчатский, предусматривающего включение плавучей регазификационной установки. | III квартал 2023 г. | Правительство Камчатского края, ПАО «Новатэк». |
10. Подготовка нормативного правового акта, предусматривающего утверждение правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджету Камчатского края в целях софинансирования строительства объектов береговой инфраструктуры. | III квартал 2023 г. | Минэнерго, Минфин, Правительство Камчатского края, |
11. Заключение соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Камчатского края в целях софинансирования строительства объектов береговой инфраструктуры. | III квартал 2023 г. | Минэнерго, Минфин, Правительство Камчатского края |
12. Утверждение порядка предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим строительство объектов береговой инфраструктуры. | III квартал 2023 г. | Правительство Камчатского края |
13. Определение застройщика объектов береговой инфраструктуры | IV квартал 2023 г. | Правительство Камчатского края |
14. Выдача технических условий на подключение объектов береговой инфраструктуры к действующим сетям газораспределения. | IV квартал 2023 г. | ПАО «Газпром газораспределение Дальний Восток», ПАО «Новатэк», Правительство Камчатского края. |
15. Выдача технических условий на присоединение к внешним инженерным сетям и улично-дорожной сети г. Петропавловска-Камчатского. | III квартал 2023 г. | Местные сети, Правительство Камчатского края |
16. Внесение изменений в схему территориального планирования Камчатского края. | III квартал 2023 г. | Правительство Камчатского края |
17. Внесение изменений в генеральный план Петропавловск-Камчатского городского округа. | III квартал 2023 г. | Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа |
18. Выполнение инженерных изысканий по проекту строительства объектов береговой инфраструктуры. | III квартал 2023 г. | ПАО «Новатэк». |
19. Разработка и утверждение документации по планировке территории для нужд проекта строительства объектов береговой инфраструктуры. | III квартал 2023 г. | Правительство Камчатского края, ПАО «Новатэк». |
20. Оформление права собственности Камчатского края на изъятые земельные участки. | III квартал 2023 г. | Правительство Камчатского края. |
21. Разработка проектной документации объектов береговой инфраструктуры. | III квартал 2023 г. | ПАО «Новатэк». |
22. Проведение общественных обсуждений материалов по оценке воздействия на окружающую среду и проектной документации объектов береговой инфраструктуры. | III квартал 2023 г. | Правительство Камчатского края. |
23. Положительные заключения государственной экологической экспертизы и экспертизы проектной документации. | III квартал 2023 г. | ФГУП «Главное управление государственной экспертизы», Росприроднадзор, Правительство Камчатского края, ПАО «Новатэк». |
24. Передача проектной документации объектов береговой инфраструктуры. | III квартал 2023 г. | ПАО «Новатэк», Правительство Камчатского края. |
25. Разработка рабочей документации объектов береговой инфраструктуры. | IV квартал 2023 г. | ПАО «Новатэк». |
26. Передача рабочей документации объектов береговой инфраструктуры. | IV квартал 2023 г. | ПАО «Новатэк», Правительство Камчатского края. |
27. Получение разрешения на строительство объектов береговой инфраструктуры. | IV квартал 2023 г. | застройщик, Правительство Камчатского края, Росморречфлот. |
Как видно из таблицы, отсутствие достаточного количества газовозов у «Новатэк» и санкции, вряд ли могли стать причиной невыполнения пунктов дорожной карты, которые на текущий момент должны были быть уже закрыты. Тем не менее, ни в широком публичном пространстве, ни среди тендеров компаний групп ПАО «Новатэк» и ПАО «Газпром», которые отслеживает команда портала LNGnews.RU, нет ни одного свидетельства о выполнении какого-либо из вышеперечисленных пунктов.
А между тем, в течение четырех кварталов 2024 года, согласно дорожной карте, уже должно осуществляться строительство объектов береговой инфраструктуры. А в первом квартале 2025 года объекты береговой инфраструктуры должны быть введены в эксплуатацию. Объекты морской части комплекса приема СПГ в бухте Раковая Авачинской губы должны быть построены ПАО «Новатэк» и переданы ПАО «Газпром» в 2025 году.
Совершенно очевидно, что пункт №1 дорожной карты «Заключение договора о поставках сжиженного природного газа, добываемого в рамках проекта “Сахалин-2”, для целей газификации потребителей Камчатского края» совершенно спокойно мог бы быть уже выполнен.
Тем более, что речь идет о половине миллиарда кубометров в год, то есть, не более чем о 0,4 Мт/год.
Напомним, номинальная производительность комплекса СПГ в Пригородном проекта Саалин-2 составляла на момент ввода в строй 9,6 Мт/год, а фактическая, с учетом мероприятий по оптимизации в 2021 году составила уже 11,6 Мт/год. При этом, объем СПГ, который Сахалин-2 обязан отгружать по долгосрочным договорам, действующим на начало 2023 года, составляет 7,495 Мт/год. То есть у оператора проекта есть порядка 4 Мт СПГ, которые продаются вне долгосрочных сделок.
Возможно, договор о поставках СПГ с Сахалин-2 для газификации Камчатки уже на выходе или уже подписан, но пока не опубликован, а возможно руководство газового монополиста просто выбирает как можно дольше продавать СПГ на экспорт в ущерб благосостоянию жителей Камчатки.
Портал LNGnews.RU продолжит следить за развитием ситуации и информировать читателей, помечая новости меткой Газификация Камчатки. А если у кого-то есть более актуальные сведения о реальном положении дел с выполнением дорожной карты газификации Камчатского края, мы будем признательны за такую информацию и с удовольствием откорректируем статью.
Автор: Сергей Леонтьев
При цитировании или любом ином использовании информации из данной статьи ссылка на LNGnews.RU обязательна (п. 9.3. пользовательского соглашения).
Проблему экологии, газификации и доп. энергообеспечением территории можно решить технологией «Низкотемпературный пиролиз» – это термохимическое разложение (без сжигания) углеродсодержащего мусора при температурах 270-450 град. С. в закрытой ёмкости без доступа атмосферного воздуха (кислорода).
Данная технология позволяет получать в одном технологическом цикле несколько видов жидких углеводородных фракций – аналоги топливному мазуту, печному топливу, дизельному топливу, бензину. Из-за низкой температуры разложения отходов, окружающей среде не наносится вред, т.е. не образуются диоксины, фураны, бензопирен, что делает этот технологический процесс экологически чистым в пределах предельно допустимых концентраций (ПДК). Углекислый газ и минеральный остаток, образующийся в процессе переработки мусора, могут использоваться в качестве эффективных удобрений в растениеводстве
На основе нами разработанного оборудования низкотемпературного пиролиза с горизонтальной вращающейся ретортой, командой российских инженеров, была разработана автоматизированная производственная линия, способная в автоматическом режиме, непрерывно и автономно перерабатывать любые углеродсодержащие материалы в жидкие энергоносители для производства электроэнергии на основе электростанций внутреннего сгорания
Предлагаемая нами технология переработки мусора в топливо позволит странам иметь возможность полностью отказаться от свалок, улучшить экологию своей территории, повысить продовольственную безопасность, расширить перечень продуктов импортозамещения, снизить уровень загрязнения воздуха и значительно улучшить свой энергетический баланс.
Нами разработанный реактор низкотемпературного пиролиза органических отходов обладает всеядностью и высокой производительностью, что делает его идеальным выбором для масштабных проектов. Программное и логико-цифровое управление технологическим процессом по всей длине производственной линии значительно уменьшает габариты оборудования по сравнению с аналогичным китайским оборудованием.
Если перерабатывать 200 тонн мусора в сутки, то в год получим высококалорийного топлива 82.125 тонн (около 10000-11000 ккал/кг). Проект около 1,5 млрд. руб.
Или за год 273.750 мВт электроэнергии [вероятно имеется ввиду МВт*ч – прим.LNGnews.RU] и столько же тепловой на круглогодичный тепличный комплекс. Каждая тонна сухого бытового мусора производит 3,7 мВт электроэнергии! Проект общ. сумма около 2,2 млрд. руб.
Использование данной технологии город будет без “черного неба” и будет всегда чистый воздух. Поставить всё это на Новой Весёлой и проблем с мусором не будет. Мусорное топливо имеет низкую зольность и серу менее 1,0%. Если потребуется, то мы можем построить в Магадане всё, что потребуется для экологически безопасной переработки углеродсодержащих отходов, включая РТИ.
По большому счёту можно городу вообще отказаться от угля и полностью перейти с доплатой на зарубежный мусор. Мусор – это же нефть, только в сухом виде!