Международное энергетическое агентство (МЭА) выпустило отчет «Перспективы развития мировой энергетики до 2023 года», согласно которому, доля России в международной торговле газом к 2030 году сократится вдвое.
LNGnews.RU, 24 октября 2023г. – Международное Энергетическое Агентство (International Energy Agency, IEA) выпустило ежегодный прогноз мировой энергетики «World Energy Outlook 2023».
Помимо описания весьма интересных тенденций развития в различных направлениях энергетического перехода, в отчете приводится мнение, что доля России в международной торговле газом, составлявшая в 2021 году 30% мирового рынка, к 2030 году сократится вдвое. И это утверждение, мягко говоря, мало согласуется с амбициями российского руководства касательно экспорта газа и наращивания производства СПГ в России.
Кроме того, в отчете четко прослеживается все возрастающая роль Китая как поставщика важных составляющих наиболее востребованных сегодня и в обозримом будущем зеленых технологий. Если добавить к этому еще и снижение темпов потребления углеводородов экономикой Китая, то надежды на рост экспорта российских углеводородов на восток становятся еще менее реалистичными.
В целом, отчет дышит уверенностью, что мировые тренды энергетического перехода сохранятся, несмотря на энергетический кризис и волатильность рынков.
Команда LNGnews.RU подготовила полный и максимально корректный перевод первого раздела прогноза, который можно скачать по ссылке «Обзор и основные выводы», а также перевод официального пресс-релиза МЭА (ниже).
Пресс-релиз Международного энергетического агентства
К 2030 году мир энергетики существенно изменится, даже если исходить только из сегодняшних политических установок
24 октября 2023
К 2030 году мир энергетики существенно изменится, если исходить только из сегодняшних политических установок. По данным World Energy Outlook, число электромобилей на дорогах увеличится почти в 10 раз, доля возобновляемых источников энергии в мировом энергобалансе приблизится к половине, однако для достижения показателя приросты средней температуры поверхности Земли 1,5 °C требуется гораздо более жесткая политика.
Согласно новому докладу МЭА “Перспективы развития мировой энергетики до 2023 года”, происходящие сегодня значительные изменения приведут к тому, что к концу текущего десятилетия глобальная энергетическая система существенно изменится. Феноменальный рост чистых энергетических технологий, таких как солнечная и ветровая энергия, электромобили и тепловые насосы, меняет способы энергоснабжения – от заводов и автомобилей до бытовой техники и систем отопления.
В последнем издании “Перспектив развития мировой энергетики” (World Energy Outlook, WEO), наиболее авторитетного глобального источника анализа и прогнозов в области энергетики, описывается энергетическая система 2030 года, в которой чистые технологии играют значительно большую роль, чем сегодня. Это включает в себя почти 10-кратное увеличение количества электромобилей на дорогах по всему миру; солнечные фотоэлектрические установки производят больше электроэнергии, чем вся энергосистема США в настоящее время; доля возобновляемых источников энергии в мировом энергобалансе приближается к 50% по сравнению с примерно 30% сегодня; тепловые насосы и другие электрические системы отопления превосходят ископаемые котлы по всему миру; в три раза больше инвестиций направляется в новые проекты по строительству морских ветряных электростанций, чем в новые угольные и газовые электростанции.
Все эти показатели основаны только на текущей политике правительств стран мира. Если страны своевременно и в полном объеме выполнят свои национальные обязательства в области энергетики и климата, то прогресс в области чистой энергетики пойдет еще быстрее. Однако для достижения цели по ограничению глобального потепления до 1,5 °C потребуются еще более решительные меры.
Сочетание растущей динамики развития технологий чистой энергетики и структурных экономических сдвигов в мире имеет серьезные последствия для ископаемых видов топлива: пики мирового спроса на уголь, нефть и природный газ будут наблюдаться в этом десятилетии – впервые такое произошло в сценарии WEO, основанном на сегодняшних политических установках. Согласно этому сценарию, доля ископаемого топлива в мировом энергоснабжении, которая на протяжении десятилетий составляла около 80%, к 2030 году снизится до 73%, а глобальные выбросы углекислого газа (CO2), связанные с энергетикой, достигнут пика к 2025 году.
“Переход к экологически чистой энергии происходит во всем мире, и его невозможно остановить. Это не вопрос “если”, это просто вопрос “как скоро” – и чем раньше, тем лучше для всех нас”, – заявил исполнительный директор МЭА Фатих Бироль (Fatih Birol). “Правительствам, компаниям и инвесторам необходимо поддерживать переход к чистой энергетике, а не препятствовать ему. Это дает огромные преимущества, включая новые промышленные возможности и рабочие места, повышение энергетической безопасности, очищение воздуха, всеобщий доступ к энергии и более безопасный климат для всех”. Учитывая напряженность и нестабильность традиционных энергетических рынков, утверждения о том, что нефть и газ представляют собой надежный и безопасный выбор для будущего мировой энергетики и климата, выглядят как никогда слабыми”.
При нынешнем положении дел спрос на ископаемое топливо будет оставаться слишком высоким, чтобы удержать в пределах досягаемости цель Парижского соглашения – ограничить рост средней глобальной температуры до 1,5 °C. Это чревато не только ухудшением климатических последствий после года рекордной жары, но и подрывом безопасности энергетической системы, которая создавалась для более холодного мира с меньшим количеством экстремальных погодных явлений. Перевести кривую выбросов на траекторию, соответствующую 1,5 °C, по-прежнему возможно, но очень сложно. Издержки бездействия могут быть огромными: несмотря на впечатляющий рост чистой энергетики при сегодняшних политических условиях, глобальные выбросы останутся достаточно высокими, чтобы подтолкнуть среднюю температуру в этом столетии примерно на 2,4 °C, что значительно превышает ключевой порог, установленный в Парижском соглашении.
В WEO-2023 предлагается глобальная стратегия по выходу мира на траекторию развития к 2030 г., состоящая из пяти основных направлений, которые также могут стать основой для успешного проведения конференции по изменению климата COP28. Это: утроение глобальной производительности возобновляемых источников энергии; удвоение темпов повышения энергоэффективности; сокращение выбросов метана при эксплуатации ископаемых видов топлива на 75%; инновационные, масштабные механизмы финансирования для утроения инвестиций в чистую энергетику в странах с формирующейся и развивающейся экономикой; меры по обеспечению упорядоченного сокращения использования ископаемого топлива, включая прекращение выдачи новых разрешений на строительство угольных электростанций, работающих без остановки.
“Каждая страна должна найти свой собственный путь, но международное сотрудничество имеет решающее значение для ускорения перехода к чистой энергетике”, – сказал д-р Бирол. “В частности, скорость снижения выбросов будет во многом зависеть от нашей способности финансировать устойчивые решения для удовлетворения растущего спроса на энергию со стороны быстрорастущих экономик мира. Все это указывает на жизненную важность удвоения взаимодействия и сотрудничества, а не отступления от них”.
В условиях, когда рост геополитической напряженности на Ближнем Востоке вновь привлек внимание к проблемам энергетической безопасности, а многие страны все еще борются с последствиями разразившегося в прошлом году мирового энергетического кризиса, в WEO-2023 рассматривается меняющийся спектр вызовов энергетической безопасности. Непростая ситуация на Ближнем Востоке сложилась спустя 50 лет после нефтяного шока, который привел к созданию МЭА, что создает дополнительную неопределенность для неустойчивой мировой экономики, ощущающей на себе последствия неуклонной инфляции и высокой стоимости заемных средств.
В WEO-2023 подчеркивается, что в одной из областей мировых энергетических рынков, которая особенно сильно пострадала от мирового энергетического кризиса, через несколько лет давление ослабнет. На рынках природного газа доминировали опасения по поводу безопасности и скачков цен после сокращения Россией поставок в Европу, а рыночные балансы оставались неустойчивыми. Однако беспрецедентный рост числа новых проектов по производству сжиженного природного газа (СПГ), которые начнут реализовываться с 2025 г., позволит к 2030 г. вводить в строй более 250 млрд. м3/год производственных мощностей СПГ, что составляет около 45% от сегодняшнего объема мирового предложения СПГ.
Увеличение производительности позволит снизить цены и уменьшить опасения по поводу поставок газа, но в то же время может привести к перенасыщению предложения, поскольку рост мирового спроса на газ значительно замедлился после “золотого века” расширения газовых рынков в 2010-х годах. В результате Россия будет иметь весьма ограниченные возможности для расширения своей клиентской базы. Ее доля в международной торговле газом, составлявшая в 2021 году 30%, к 2030 году сократится вдвое.
В WEO-2023 подробно рассматривается одна из основных переменных для энергетических рынков в ближайшие годы. Китай, оказывающий огромное влияние на мировые энергетические тенденции, переживает серьезные изменения, поскольку его экономика замедляется и претерпевает структурные изменения. По прогнозам авторов доклада, общий спрос на энергию в Китае достигнет своего пика примерно в середине текущего десятилетия, а продолжающийся динамичный рост экологически чистой энергетики приведет к снижению спроса на ископаемое топливо и выбросов в атмосферу.
В этом году в WEO также рассматривается потенциал более активного роста солнечной энергетики в этом десятилетии. При нынешней политике на возобновляемые источники энергии до 2030 г. будет приходиться 80% новых генерирующих мощностей, причем более половины этого роста будет приходиться на солнечную энергию. Однако, согласно анализу WEO, этот сценарий учитывает лишь часть потенциала солнечной энергетики. К концу десятилетия в мире будут созданы производственные мощности для выпуска более 1200 гигаватт (ГВт) солнечных панелей в год, однако, по прогнозам, в 2030 году в мире будет развернуто только 500 ГВт. Если к концу десятилетия в мире будет развернуто 800 ГВт новых солнечных фотоэлектрических мощностей, то это приведет к сокращению производства электроэнергии на угле в Китае в 2030 году еще на 20% по сравнению со сценарием, основанным на сегодняшних политических установках. Производство электроэнергии на угле и природном газе в странах Латинской Америки, Африки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока сократится на четверть.
Источник: Пресс-центр МЭА
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться